Главная arrow Статьи о Ретро Авто arrow Автомобилестроение в СССР. Годы войны. Часть 2
Автомобилестроение в СССР. Годы войны. Часть 2 Версия для печати Отправить на e-mail

 

В конце 1942 г. ГАЗ-64 был модернизирован: шире стала колея, вместо вырезов в кузове над колесами появились крылья, ширина кузова осталась без изменений. Эти усовершенствования вызваны тем, что ГАЗ-64, имевшие узкую (1250 мм) колею, как и американские "виллисы" при движении часто переворачивались. Расширение колеи помогло устранить этот недостаток. Автомобиль получил индекс ГАЗ-67, а после дальнейшей модернизации в 1944 г. - обозначение ГАЗ-67Б. Именно в последнем варианте машина получила широкое распространение. Ее отличало выгодное распределение массы по осям, широкие шины (размером 7,00-16) с грунтозацепами, довольно большой дорожный просвет (210 мм) и малые свесы кузова спереди и сзади. Эти конструктивные особенности обеспечивали ГАЗ-67Б хорошую проходимость, высокие тяговые качества. Машина могла буксировать прицеп массой 800-1000 кг, уверенно шла по разбитым фронтовым дорогам. Не последнюю роль в условиях военного времени играла небольшая высота автомобиля: при сложенном тенте и откинутом на капот ветровом стекле она составляла всего 1,3 м, благодаря чему упрощалась маскировка. Небольшая партия этих автомобилей была оборудована закрытыми деревянными легковыми кузовами и получила индекс ГАЗ-67-420.


На базе советских "джипов" ГАЗ-64 и ГАЗ-67 в годы войны выпускались легкие двухместные бронеавтомобили БА-64 (с конца 1941 г.) и БА-64Б (с осени 1942 г.). Последний имел широкую, как и ГАЗ-67, колею. Несколько позже увидел свет плавающий автомобиль-амфибия ГАЗ-011, который тоже базировался на узлах ГАЗ-67.

Все эти машины получили высокую оценку на фронте, играя важную роль в боевых действиях. Поэтому гитлеровцы не раз пытались парализовать их производство, подвергая Горьковский автозавод бомбардировкам. Особенно тяжелым для автозаводцев явилось лето 1943 г., когда с 4 июня по 5 июля фашисты совершили 25 налетов на ГАЗ. Но ни разрушения, ни жертвы не смогли нарушить ритм заводских будней. Автозаводцы продолжали самоотверженно трудиться в цехах без крыш и стекол, работая только при дневном свете (электростанция была повреждена и не полностью обеспечивала завод электроэнергией) по 18-19 ч в сутки. И фронт бесперебойно получал оборонную продукцию, среди которой были ГАЗ-67, грузовики ГАЗ-ММ, санитарные автобусы ГАЗ-55 и другая военная техника. За большой вклад в дело обороны Родины завод был награжден орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени.

Условия военного времени потребовали существенно упростить конструкцию выпускавшихся моделей. Для экономии дефицитных материалов (тонкого стального листа, хрома и других), удешевления производства и ремонта на ГАЗ-ММ военных лет (условно обозначим эти разновидности добавлением к индексу буквы "В") отсутствовали правая фара, бампер, передние тормоза. Деревянная кабина до 1943 г. вместо дверей имела брезентовые пологи. Кроме того, у кузова был лишь один задний откидной борт, а крыльям придана угловатая форма.

Грузовик ЗИС-5 также был реконструирован. Кабина имела деревянный каркас и обшивку из "вагонки". Из дерева изготовлялись подножки. Крылья выполнялись не штамповкой с вытяжкой, а гибкой. Поэтому им придавалась угловатая форма и материалом могла служить любая сталь. На этой машине, получившей обозначение ЗИС- 5В, отсутствовали передние тормоза, у грузовой платформы откидывался лишь задний борт, а рулевое колесо вместо пластмассы было облицовано деревом. На шасси ЗИС-5В изготовлялись автобусы ЗИС-44 для перевозки раненых, цистерны для топлива.

Государственный Комитет Обороны 10 октября 194Т г. принял решение срочно перебазировать в глубокий тыл промышленные предприятия Москвы, в том числе и ЗИС, на котором производство автомобилей было прекращено. Благодаря героическим усилиям советских людей оборудование цехов, оснастка, станки, материалы в исключительно короткие сроки были направлены в Ульяновск, Миасс, Шадринск, Челябинск. Уже весной 1942 г. первые грузовики ЗИС-5В сошли с конвейера нового Ульяновского автомобильного завода (УАЗ). Двигатели и коробки передач к ним поступали из Миасса (куда были эвакуированы отдельные цехи ЗИС), а другие узлы и детали - от предприятий ЗИС в Челябинске и Шадринске.

С июня 1942 г. московский ЗИС возобновил выпуск грузовиков ЗИС-5В. Двигатели для них он временно получал из Миасса, но с июня 1943 г. снова стал делать их сам. В годы войны ЗИС-5 буксировал пушки, перевозил раненых, боеприпасы и продовольствие. Он нес нелегкую службу на Дороге жизни, что проходила из осажденного фашистами Ленинграда по льду Ладожского озера, прошел сквозь огонь Сталинграда, участвовал в освобождении от фашистского ига Восточной Европы.

С сентября 1942 г. в Москве развернуто изготовление полугусеничных грузовиков ЗИС-42, которые, по существу, представляли дальнейшее развитие довоенных машин ЗИС- НАТИ-ВЗ и ЗИС-22. Первая партия ЗИС-42 сразу же поступила в действующую армию на Сталинградский фронт.

За годы войны ЗИС дал стране десятки тысяч машин. Заслуги предприятия были высоко оценены Родиной - 3 июня 1942 г. за образцовое выполнение заданий правительства по выпуску оборонной продукции ЗИС был награжден орде- ном Ленина, а 28 октября 1944 г.- орденом Трудового Красного Знамени.

Завод в Миассе, позже получивший наименование "УралЗИС", в связи с переходом УАЗ на другую продукцию сконцентрировал у себя сборку ЗИС-5В и с июля 1944 г, стал выпускать эти автомобили. Ярославский автомобильный завод, который ставил на свои грузовики двигатели и коробки передач ЗИС-5, производил до 1942 г. машины ЯГ-6А. Когда поставки этих агрегатов прекратились, предприятие в 1943 г. наладило выпуск артиллерийских гусеничных тягачей Я-11 и Я-12 сначала с двигателями ГАЗ-11, а позже с двухтактными американскими дизелями "Джиэмси".

Что касается завода имени КИМ, то он в 1941 г. на базе агрегатов модели КИМ-10 строил открытые штабные машины с упрощенным кузовом. В конце 1941 г. завод был эвакуирован в Свердловск и выпускал другую продукцию.

Наряду с производством для фронта советская автомобильная промышленность продолжала работать над новыми машинами. В частности, в 1943 г. было создано оригинальное колесное шасси КСП-76 для самоходной пушки. Оно имело колесную формулу 4X4 и постоянный (неотключаемый) привод на передние колеса. Снабженная двигателем ГАЗ-11 эта машина была выполнена лишь в опытном образце.

Интересный полугусеничный тягач АТ-8 построил и испытал московский ЗИС. Он был оснащен двумя двигателями - первый в отечественной автомобильной практике случай такого решения. Из разработок по приспособлению серийной машины к разные условиям движения следует отметить опытные модификации бронеавтомобиля БА-64Б. Одна из них (БА-64БСХ) в 1943 г. представляла снегоходный вариант: лыжи вместо передних колес и металлические мелкозвенчатые гусеницы вместо задних. Тогда же испыты- вался и БА-64ЖД, приспособлен ный для движения по железнодорожным рельсам.

Еще шла война, а партией и правительством уже предпринимались, меры по созданию новых моделей автомобилей, которые предстояла выпускать в мирное время. На ЗИС работа над новой машиной ЗИС-110 началась в 1943 г., а в следующем году были готовы первые два образца этого автомобиля. Одновременно конструкторы проектировали новый грузовик ЗИС-150, используя опыт, накопленный в предвоенные годы при создании и испытании экспериментальных машин ЗИС-15. К концу войны в Горьком и Ярославле были возобновлены конструкторские работы над перспективными моделями ГАЗ-51, ГАЗ-20 и ЯАЗ-200.
 
Таким образом, еще в ходе Великой Отечественной войны началась подготовка к перестройке нашей автомобильной промышленности на мирное производство.
 
< Пред.   След. >
Page loaded in 0.046 seconds.