40. «Опель» Версия для печати Отправить на e-mail

 

Основатель крупнейшего западногерманского авто­мобильного концерна Адам Опель родился весной 1837 г. в старинном немецком городке Рюссельсхайме. Он был старшим сыном в семье скромного кузнеца и с детства имел способности к механике. Уйдя на заработки, Адам Опель пять лет подмастерьем скитался по Европе. В ав­густе 1862 г. он вернулся домой, мечтая сконструиро­вать швейную машинку, подобную той, что ему дове­лось видеть на Парижской выставке. Дядя отдал Адаму свой коровник, где тот оборудовал мастерскую и при­ступил к осуществлению замысла. Швейная машинка вышла великолепно: ее оторвали с руками, даже не дав мастеру завершить работу. Дела Адама шли настолько хорошо, что в 1868 г. он смог построить двухэтажную мастерскую по производству швейных машин.

У Адама Опеля было пять сыновей: Карл, Вильгельм, Генрих, Фридрих и Людвиг. Ребята росли и все, как один, обожали велосипеды. Опель-старший особого пристрастия к этому транспортному средству не имел, однако энтузиазм молодых оказался заразителен, и с 1887 г. он, кроме швейных машин, начал выпускать ве­лосипеды.

Повзрослев, сыновья живо заинтересовались само­движущимися экипажами из Мангейма, Каннштадта, Парижа. Они видели в них будущее отцовского завода. Отец же не спешил переориентировать семейное пред­приятие.

8 сентября 1895 г. основатель семейного бизнеса ско­ропостижно скончался от сыпного тифа. Его наследство переходило в равных долях вдове и двум старшим сыно­вьям. После кончины Адама Опеля реализации планов сыновей противилась вдова София, остававшаяся еди­номышленницей мужа. Переубедить ее помогли свалив­шиеся на фирму неприятности — перепроизводство ве­лосипедов и падение спроса на них.

В 1897 г. Фридрих и Вильгельм присмотрели на де­монстрационном заезде в Берлине простой, но доста­точно резвый экипаж работы Фридриха Леопольда Луц-мана из Дессау. К 21 января 1899 г. была достигнута до­говоренность, по которой предприятие Луцмана переходило под контроль семейства Опель, а он сам по­лучал пост технического директора. Весной из ворот за­вода в Рюссельсхайме гордо выкатился на своих цельно­литых шинах первый одноцилиндровый «Луцман-Опель». Горизонтально расположенный под сиденьем мотор заводился вручную. Для этого требовалось про­вернуть огромный маховик — других стартовых при­способлений не имелось. Конструкция оказалась очень сырой, распродавалась плохо, и финансовые проблемы приходилось решать за счет доходов от реализации ве­лосипедов и швейных машин. Вскоре выпуск луцманов-ских повозок было решено прекратить.

Однако первая неудача не остановила братьев Опель. В 1900 г. Карл, Вильгельм и Фриц привезли из Парижа контракт с французским автомобильным заводом «Дар-рак». А в 1902 г. на немецком рынке появился «Опель-Даррак», полностью собранный в Германии. Дела фир­мы пошли в гору, и братья принялись за разработку соб­ственных моделей. В 1906 г. истек срок контракта с французами, но к этому времени «Опель» твердо стоял на ногах и не нуждался в посторонней помощи.

В те годы «Опель» был знаменит не столько произ­водственными достижениями или коммерческими ус­пехами, сколько азартом, с которым фирма участвовала в спортивных мероприятиях. Победа в гонке на Приз кайзера Вильгельма в 1907 г. значительно повысила пре­стиж предприятия. При создании изящных автомоби­лей 1908 г. были использованы конструктивные особен­ности автомобиля — победителя гонки 1907 г. Но в ос­новном предвоенные модели «Опеля», несмотря на постоянные усовершенствования, были машинами среднего класса, сработанными на совесть, без изысков.

В годы Первой мировой войны фирма выпускала гру­зовые автомобили для армии. Однако инженеры не те­ряли времени даром. В 1920 г. было разработано не­сколько вариантов новой модели «Опеля», но инфляция помешала воплотить эти планы в жизнь. Решено было предпринять радикальные меры по выходу из кризиса.

Группа ведущих инженеров фирмы во главе с Виль­гельмом Опелем отправилась за океан перенимать на­копленный в США опыт массового производства авто­мобилей. Вернувшись домой, они принялись воплощать в жизнь американские идеи. В период с 1923 по 1924 г. старый завод преобразился: все станки с верхними при­водными шкивами были заменены современным обору­дованием с электрическим приводом. Главной новин­кой был первый и на тот момент единственный в Герма­нии сборочный конвейер.

Устаревшие модели были сняты с производства. Все надежды фирма «Опель» отныне возлагала на двухмест­ный автомобиль, очень похожий на тот, что два года на­зад выпустил на рынок «Ситроен». Сходство оказалось настолько разительным, что французы подали в суд. «Опель» проиграл процесс и был вынужден изменить хотя бы внешний вид автомобиля. Модель называлась «4/12 л. с.», но стоило ей появиться в продаже, как об официальном наименовании было забыто. Все сходя­щие с конвейера автомобили были окрашены в яркий, сочный зеленый цвет, за что и поплатились — к машине намертво пристала кличка «лягушонок». К 1927 г. вы­пуск «лягушат» достиг 39 тыс. Восемь тысяч рабочих могли изготавливать до 250 машин в день.

Успех немецкой фирмы, выпускающей легковые ав­томобили массового класса, привлек внимание Джейм­са М. Муни, президента американской корпорации «Дженерал Моторс» по вопросам экспорта. В те годы предприятию «Опель», лидеру среди немецких автопро­изводителей, приходилось нелегко: немецкие марки ав­томобилей отступали под натиском импортных, по боль­шей части американских, машин. Положение не спасали даже рекордные результаты, установленные Фрицем Опелем на треке АВУС на го­ночных автомобилях PAKI и РАКИ с реактивными дви­гателями.

В 1925 г. вся Европа говорила о покупке концерном «Дженерал Моторс» английского предприятия «Вокс-хол». Весной следующего года Опель решил последо­вать примеру англичан и обратился за покровительст­вом к заокеанскому гиганту. Не прошло и трех лет, как было подписано официальное соглашение — фирма «Адам Опель АГ» стала филиалом «Дженерал Моторс». Теперь производственная программа предприятия была направлена на выпуск максимально возможного числа моделей из минимального количества унифи­цированных узлов и кузовов. Кузова всех машин ста­ли просторнее, крылья приобрели закругленные очертания, а внутри нашлось место для запасного ко­леса. В 1934 г. автомобили немецкого филиала, как и все прочие творения «Дженерал Моторс», перешли на неза­висимую переднюю подвеску. В следующем году «Опель», первым из немецких автопроизводителей, вы­пустил 100 тыс. машин.

В феврале 1936 г. на Берлинском автосалоне был представлен автомобиль «Олимпия» — первая серийная машина с цельноструктурным несущим кузовом. Она положила начало новому направлению в конструи­ровании малолитражек. Рынок недорогих автомобилей пополнился моделью Р-4, выполненной в стиле 1920-х гг. Двигатель этой ма­шины был надежен и продуман до мелочей, что позво­лило установить его на очередную модель — «Опель-Ка­дет» (1936). До войны с конвейера сошло около 107 тыс. автомобилей марки «Кадет». В конце 1930-х гг. «Опель» выпустил две новые 6-цилиндровые модели: «Опель-Супер» (1937) и «Опель-Капитан» (1939). Довоенная мо­дель высшего класса носила гордое название «Опель-Адмирал».

Однако, несмотря на огромные успехи, фирма «Опель» в предвоенные годы не процветала. Ограниче­ния, наложенные фашистским режимом, отрицательно сказались на прибылях «Дженерал Моторс». В 1939 г. руководство фашистской Германии потребовало от фирмы поставить на поток армейский грузовик «Блиц», гаубицы и детали для самолетов, что дало повод новому президенту «Дженерал Моторс» Уильяму Кнудсену иронически констатировать: «На нашем немецком предприятии полным и безраздельным хозяином стал Гитлер, с чем имею честь поздравить всех владельцев и совладельцев концерна...»

Полная переориентация производства на выпуск во­енной продукции не прошла мимо бдительного ока Ко­ролевских ВВС Великобритании. Английская авиация в августе 1944 г. нанесла визит в Рюссельсхайм, и этот го­род постигла участь Ковентри. К моменту капитуляции Германии бранденбургский завод фирмы находился в глубине советской оккупационной зоны. Русские полу­чили у союзного командования санкцию на вывоз инст­рументов, оборудования, штампов и чертежей марки «Кадет» для налаживания производства этих машин в Лейпциге. Все необходимое было полностью отгружено к концу июля 1946 г. С тех пор «Опель» больше не видел своего оборудования...

А вот «Кадет» довелось увидеть многим: не прошло и полугода, как новый завод малолитражных автомоби­лей на окраине Москвы приступил к производству «Москвича-400», как две капли воды похожего на дово­енный «Опель-Кадет». В 1950 г. эти машины стали про­давать в Финляндию и Бельгию, причем в сопроводи­тельных документах упоминалось, что запчасти к «Москвичам» легче всего приобрести в Германии.

После войны немецкие города стали подниматься из руин. Вскоре наполовину восстановленный завод в Рюссельсхайме возобновил выпуск полуторатонных грузовиков «Опель-Блиц» с шестицилиндровым двига­телем от модели «Опель-Капитан».

Затем очередь дошла и до легковых автомобилей. Проще всего было бы возобновить производство «Опель-Капитанов», ведь сборка двигателя от него уже наладилась, но оккупационные власти не разре­шали выпуск легковых автомобилей с двигателями объемом более 1,5 л. Самой мощной из удовлетворяв­ших этому требованию машин оказалась «Олимпия», которая и была в ноябре 1947 г. запущена в серийное производство.

В 1953 г. на автосалоне во Франкфурте был проде­монстрирован «Опель Олимпия-Рекорд», завоевавший в послевоенной Германии неслыханную популярность.

Сегодня «Адам Опель АГ» является самым крупным филиалом «Дженерал Моторс» за пределами Соединен­ных Штатов. На заводах фирмы, расположенных в Рюс­сельсхайме, Бохуме, Кайзерслаутерне, Берлине и в бельгийском городе Антверпене, работает более 55 тыс. человек. Марка «Опель» объединяет автомобили, рас­считанные на любой вкус, запросы и достаток: «Корса», «Тигра», «Астра», «Калибра», «Вектра», «Омега»... Не стоит забывать внедорожники «Фронтера» и «Монте-рей», а также новый мини-вэн «Цинтра».

 
< Пред.   След. >
Page loaded in 0.030 seconds.