35. «Мерседес» Версия для печати Отправить на e-mail

 

В 1896 г. Эмиль Елинек увидел рекламу фирмы «Даймлер моторен Гешельшафт» в немецком автомо­бильном журнале. Елинек решил заказать дорогой авто­мобиль этой фирмы. Дочерью богатого австрийского бизнесмена, имевшего страсть к автомобилям, была Мерседес Елинек. В октябре 1901 г., когда ей было один­надцать лет, она потребовала от отца, чтобы машины, которые он намеревался купить, имели ее имя. Даймлер согласился. Но Елинек поставил еще одно условие: в автомобиль, носящий имя его дочери, необходимо внести некоторые изменения, чтобы сделать скорость выше, чем имев­шиеся у этой модели 30 км/ч. Изготовленный по заказу автомобиль был закончен к весне 1901 г. Тогда самые богатые представители евро­пейского высшего света собирались на Французской Ривьере, чтобы участвовать в 244-мильной гонке. Но­вый «Мерседес» выиграл это соревнование.

Даймлер решил использовать удачное имя и заре­гистрировал это название как торговую марку в 1902 г. А автомобилю Эмиля Елинека было присвоено собст­венное имя «Эмиль Елинек — Мерседес». Теперь следует рассказать о самой фирме. Все нача­лось с изобретения бензинового двигателя...

В начале 80-х гг. XIX в. изобретатель Николаус Отто со­здал первый немецкий бензиновый двигатель. Однако он видел в своем детище лишь альтернативу паровым и га­зовым стационарным машинам для фабрик и заводов. К счастью, судьбе было угодно, чтобы на бензиновый дви­гатель внутреннего сгорания обратил внимание Готлиб Даймлер, технический директор фабрики газовых двига­телей «Дойч», расположенной вблизи Кёльна, и взглянул на него совершенно по-новому, — Даймлер хотел исполь­зовать новый мотор для перевозки людей и грузов.

Выдающемуся конструктору было очевидно, что бен­зиновому двигателю, превосходящему по мощности и паровой, и газовый, принадлежит большое будущее в об­ласти автомобилестроения... Тем не менее Готлиб Дайм­лер прекрасно представлял все трудности, с которыми придется столкнуться при серийном производстве дви­гателей внутреннего сгорания, работающих на бензине. Основная сложность была в том, что относительно деше­вой технологии получения бензина в последней трети XIX в. еще не существовало.

Однако это не могло остановить такого энтузиаста в области моторостроения, каковым являлся Готлиб Даймлер. Он был одержим идеей создания автомо­биля с бензиновым двигателем. Даймлер провел год в России, изучая способы добычи неф­ти и ее переработки в бензин. В России он познакомился с пер­выми российскими конструкторами автомобилей. Вернувшись в Германию, Даймлер приглашает на фабрику «Дойч» талантливого инженера Вильгельма Майбаха на должность главного конструктора и ставит перед ним задачу: рассмотреть возможности использования двигателя Отто в качестве мотора для транспортных средств. Более того, подчиняя все свои силы и средства единственной цели, Готлиб Даймлер оставляет фирму «Дойч» и основывает собст­венное предприятие, работая на пределе человеческих возможностей. Наконец фортуна улыбнулась ему, и со­трудничество Даймлера и Майбаха дало первые резуль­таты.

Одна из моторных лодок с бензиновым двигателем внутреннего сгорания, которую испытывал Майбах, случайно попала на старт Майнской регаты. От берега к ней устремилась шлюпка речной полиции, и Майбах, специально дав возможность полицейским подойти по­ближе, рванул с места так, что у полицейских не оста­лось шансов догнать нарушителя. Это была первая де-мострация преимуществ бензинового двигателя и пер­вая крупная победа Даймлера.

В 1883— 1884 гг. оба изобретателя построили и испы­тали серию небольших по размерам и относительно мощных для того времени двигателей внутреннего сго­рания; в 1885 г. был разработан и собран первый мото­цикл, оснащенный одноцилиндровым четырехтактным двигателем, а затем, в 1886 г., знаменитый моторный экипаж Даймлера с двигателем, установленным на про­летку. Наряду с трехколесной моторной повозкой Кар­ла Бенца, моторный экипаж Даймлера считается пер­вым в мире настоящим автомобилем, получившим прак­тическое применение. Кстати, с трехколесной повозкой Карла Бенца связана одна забавная история...

Постройка трехколесной самодвижущейся повозки отняла у Бенца столько времени, что трудно даже назвать точную дату ее первого испытания. Однако известно, что впервые  главный инженер и конструктор прокатился на ней вокруг своих мастерских весной 1885 г. Уже через год аналогичные средства передвижения появились на улицах Монхайма, а с 1888 г. Карл Бенц и его продукция начали принимать участие в международных автомобильных выставках.

Но настоящая известность пришла к Карлу Бенцу благодаря его жене, которая совершила прямо-таки от­чаянный поступок. Ранним утром того же 1888 г., когда Карл еще спал, фрау Бенц вместе с двумя старшими детьми позаимствовала автомобиль мужа, чтобы совер­шить поездку из Монхайма в Форцхайм и доказать практичность машины и ее податливость даже женской руке. Так выглядело первое в мире путешествие на авто­мобиле; оно продолжалось пять дней, закончилось весь­ма успешно и вошло в автомобильную историю.

Однако Майбаху, занятому усовершенствованием силовых агрегатов, хотелось построить более совершен­ный и быстроходный автомобиль. Даймлер принял ре­шение предоставить ему свободу действий, и вскоре но­вый автомобиль «Феникс» с двухцилиндровым двигате­лем мощностью 1,1 л. с. был построен. Установленный на стальном шасси, новый двигатель размещался спере­ди, в то время как ведущими колесами были задние. Впоследствии этот двигатель претерпел некоторые из­менения, позволившие повысить его мощность, а ко­робка передач, сконструированная все тем же Майба-хом, имела четыре скорости и возможность заднего хода. Правда, внешний вид автомобиля оставлял желать лучшего — он был высоким, угловатым, с массивными колесами...

Вскоре закончились счастливые времена содружест­ва Майбаха и Даймлера. После смерти последнего про­изошел конфликт между Майбахом и сыном Даймлера Паулем. Причиной стал спор о преимуществе несущих конструкций автомобиля. В результате разногласий Майбах покинул компанию, для которой сделал так много.

Примерно в то же время, что и Даймлер, в Германии разработкой и производством автомобилей занимался Карл Бенц родом из Карлсруе. В 1844 г. он основал ком­панию «Бенц унд Риттер», позднее переименованную в «Бенц Газмоторенфабрик», которая, подобно «Дойч», выпускала двухтактные газовые двигатели. Отноше­ния с партнерами складывались неудачно, и Карл Бенц в 1883—1884 гг. учреждает собственную компанию «Бенц унд К°». Это дало ему возможность разрабаты­вать собственные инженерные идеи, в том числе и ка­сающиеся создания бензиновых двигателей внутрен­него сгорания.

Долгое время Бенц не знал о существовании своего конкурента Готлиба Даймлера и его сподвижника Виль­гельма Майбаха. Изобретатели творили независимо друг от друга и почти одновременно приступили к испы­таниям созданных ими конструкций. Их идеи оказались на редкость схожими, а основное различие заключалось в том, что первая машина Бенца была трехколесной с задними ведущими колесами. В 1885 г. Бенц начинает серийное производство своих «трициклов» (патент да­тирован январем 1886 г.), в том же году эти автомобили появились на улицах Маннгейма.

Автомобиль Бенца имел одноцилиндровый горизон­тальный двигатель мощностью 0,8 л. с. с рубашкой водяного охлаждения, смонтированной позади сиденья, а привод на ведущие задние колеса осуществлялся с по­мощью ременной передачи.

После Первой мировой войны трудности, связанные с падением объемов продаж на немецком автомобиль­ном рынке, привели к тому, что многие ранее независи­мые друг от друга производители автомобилей начали подумывать об объединении. Так, в 1926 г. «Даймлер Ге-шелынафт» и «Бенц унд К°» начали вести переговоры о слиянии, символом их союза стала трехлучевая звезда, символизирующая три стихии, подвластные машинам концерна, — воздух, воду и землю. Эта официальная эмблема фирмы Даймлера-старшего стала общей для нового концерна, а автомобили поставлялись на рынок уже под торговой маркой «Мерседес-Бенц».

Через несколько лет все производство автомобилей сосредоточилось на заводах Даймлера в Штутгарте и на старом заводе Бенца в Маннгейме, где вплоть до начала Второй мировой войны собирались шасси. Кузова изго­тавливались в Зиндельфингене и оттуда поставлялись в Штутгарт и Маннгейм. В это время наиболее выдающи­мися инженерами, создавшими имя концерну «Дайм-лер-Бенц», были Фердинанд Порше, Фриц Наллингер и Ганс Нибель.

Результатом их усилий стали самые экзотические авто­мобили конца 1920-х гг. —6-цилиндровые «Мерседесы» с компрессором, разработанные Фердинандом Порше. Первые серийные автомобили были оснащены стосиль­ным двигателем, способным при включении нагнетателя развивать мощность до 140 л. с., затем рабочий объем это­го двигателя был увеличен до 7 л, что послужило отправ­ной точкой для создания спортивного автомобиля SSK с двигателем 125 л. с.; скоростной предел таких моделей достигал уже 160 км/ч. Следующим этапом стал усовер­шенствованный и укороченный вариант SSKL с двигателем мощностью 300 л. с. — безусловный фаворит много­численных спортивных соревнований тех лет.

В первой трети XX в., когда компания «Мерседес -Бенц» утвердилась в качестве разработчика и изготови­теля элитных автомобилей, Ганс Нибель подготовил к выпуску модель 770-«Гроссер». Под капотом этого ги­ганта прятался 7,7-литровый двигатель с наддувом, по­этому сверхмощная для того времени машина пользова­лась особым спросом у высокопоставленных заказчи­ков, включая экс-кайзера Вильгельма II и императора Японии Хирохито, а следующая модификация автомо­биля, запущенная в производство в 1938 — 1939 гг., пред­назначалась исключительно для руководителей Третье­го рейха. В ней были использованы модернизирован­ный двигатель от модели 770-«Гроссер», развивавший с включенным компрессором мощность 230 л. с., новин­ка концерна — новая трубчатая рама, а также независи­мые передняя и задняя подвески, прошедшие испыта­ния на гоночных автомобилях.

Новый «Мерседес» имел не только внушительные размеры, но и вес 3500 кг, а расход топлива был под стать габаритам: 30 л на 100 км пробега (попутно заме­тим, что всего было выпущено 88 таких машин). Рядово­му потребителю предлагалась довольно дешевая модель «Тип 170», с трубчатой рамой, независимыми передней и задней подвесками; вы­пуск ее начался в 1931 г. Несколько лет спус­тя концерн стал про­изводить первые ди­зельные легковые ав­томобили, предложив покупателям 2,6-лит­ровый   «Тип   260Д». Команда конструкторов под руководством Порше уже готовила к производст­ву заднемоторные модели: 130Н, 150Н и 170Н, которые вызвали большой интерес. До 1942 г. было выпущено примерно 90 тыс. подобных машин — огромная по тем временам цифра для автомобильного рынка. Кроме того, сфера деятельности компании расширилась.

К 1938 г. концерн «Драймлер-Бенц» доминировал на немецком рынке легковых автомобилей, а также на рынке грузовиков и автобусов. Разработки V-образных 12-цилиндровых авиадвигателей стали основой мощи Люфтваффе. Так в канун Второй мировой войны «Драймлер-Бенц» стал крупнейшим производителем автомобилей в Европе.

 
< Пред.   След. >
Page loaded in 0.041 seconds.