КОПИИ КНИГ В ПРОДАЖЕ

Автомобиль ЗИС-101
Автомобиль ЗИС-101
2 500 руб.
Trackstory. Les Chars B. B1-B1bis-B1ter
Trackstory. Les Chars B. B1-B1bis-B1ter
500 руб.
The Book of the A.J.S.
The Book of the A.J.S.
300 руб.
Der Adler
Der Adler
50 руб.
Главная arrow История Ретро Авто arrow Поиски пропавшего Willys'a
Поиски пропавшего Willys'a Версия для печати Отправить на e-mail
История создания старинных автомобилей - История Зарубежного автопрома

Пожалуй, нет на свете человека, который, услышав слово "Виллис", тотчас же не воскликнул бы: "А, знаю! Американцы недавно разгружали склады в дальнем форте на Аляске и продавали всем желающим снятые с хранения за давностью лет, но совершенно новенькие, прямо в заводских ящиках, машины по цене 25 долларов за штуку!" Цена при этом варьируется, но суть остается прежней: эти идиоты-американцы списывают по документам старую, но на самом-то деле совершенно новую технику и продают ее по цене металлолома.

ДЖИП В ЯЩИКЕ,
В БЕЛЫХ ТАПОЧКАХ....

"Ппосле многолетних поисков понял: единственное место на Земле сегодня,
где еще можно найти "Willys в ящике в полной заводской комплектации", - это дно мирового океана."
Рэй КОУДРИ (Ray COWDERY)

Пожалуй, нет на свете человека, который, услышав слово "Виллис", тотчас же не воскликнул бы: "А, знаю! Американцы недавно разгружали склады в дальнем форте на Аляске и продавали всем желающим снятые с хранения за давностью лет, но совершенно новенькие, прямо в заводских ящиках, машины по цене 25 долларов за штуку!" Цена при этом варьируется, но суть остается прежней: эти идиоты-американцы списывают по документам старую, но на самом-то деле совершенно новую технику и продают ее по цене металлолома.

Судя по публикациям в прессе, миф цветет бурным цветом не только у нас, но и в самих США. Только там после "А, знаю!" обычно добавляют: "У меня недавно шурин (сват, брат, кум, дядя и т.п.) купил один такой, собрал и теперь ездит на нем по своему ранчо".

Так выглядел ящик с джипом:

Так выглядел ящик с джипом WillysИзвестный в Америке (и отчасти в России) энтузиаст автомобильной истории Рэй Коудри, автор двухтомника "Всеамериканское чудо", посвященного джипам (эти странные американцы считают джипами только "Виллисы" ('Willys'), "Бантамы" ('Bantam') и "Форды ГПВ" ('Ford GPW') времен войны, остальные же машины они именуют "полноприводниками"), наслушавшись подобных историй и изрядно намучившись с реставрацией старых джипов, решил как-то тоже купить совершенно новый "Виллис" в заводской упаковке. Причем не за 25 долларов, а за сумму, существенно большую. Было это в 1977 году.

Автомобиль Willys после сборкиВ самом деле, если реставрация старого джипа обходилась ему в среднем около 2-3 тысяч долларов, то почему бы за те же деньги не купить, во-первых, совершенно новый, а во-вторых, стопроцентно комплектный автомобиль?
Игра "стоила свеч", и Коудри принялся за дело с американской деловитостью и размахом. Во-первых, во всех ведущих автомобильных изданиях Америки появилось объявление: Куплю "Виллис" в заводской упаковке по разумной цене". Во-вторых, все дилеры американской и зарубежной автомотостарины были оповещены о солидной премии, если такую машину купит Коудри через их посредничество. В-третьих, сам Коудри начал самое настоящее детективное расследование.

Было изучено огромное количество объявлений о продаже автомобилей и автомобильных запчастей в каталогах, газетах, журналах и прочих информационных изданиях, без преувеличения, из всех штатов. К делу подключились друзья Коудри, а также виллисятники всей Северной Америки и всего мира. Коудри без устали посещал автомотошоу военной техники времен войны в надежде отыскать следы "Виллиса" "в ящике". Безрезультатно. Бесчисленные очевидцы, которых Коудри начинал допрашивать с пристрастием, сразу же скисали. Выяснялось, что сами-то они эту машину не видели, а шурин (сват, брат, кум, дядя и т.п.) о ней им только рассказывал. Просьба предъявить "шурина" успехом тоже не увенчивалась, поскольку оказывалось, что это не просто шурин, а "троюродный-дядя-двоюродного-дедушки-брата-седьмой-жены-зятя-тети-Жанны-который-развелся-с-моей-кузиной-десять-лет-назад-и-теперь-неизвестно-где". Даже деньги не могли помочь.

Коудри обратился в Пентагон. Пентагон ответил, что о факте продажи списанных автомобилей "Виллис" в заводской упаковке по цене 25 долларов за штуку ему ничего не известно. Тем временем цена за "Виллис" "в ящике" в даваемых объявлениях увеличилась и достигла 10000 долларов, суммы не маленькой даже в масштабах США. Безрезультатно. Не помогли и следующие поднятия цены. Коудри пошел даже на то, что объявил крупную премию тому, кто просто подведет его к ящику с запакованным новехоньким "Виллисом" с завода и укажет: вот - "Виллис", вот его хозяин, договаривайтесь, а меня здесь нет. Круг поисков расширился: Корея, Китай, Япония, Италия, Франция, Чехословакия, Голландия, Греция, Бельгия, Израиль, Иран, Филиппины, Венгрия, Югославия и многие другие страны. Не помогло и это. Телефон молчал, факс тоже, безмолвствовала и электронная почта.

Джип Виллис внутри ящика Наконец, цены достигли неслыханной суммы: 50000 полновесных американских "зеленых" за автомобиль и/или 10000 за указание местонахождения автомобиля.

Опять - пусто!

И тогда мистер Коудри сделал единственно правильный вывод: новехоньких, списанных, старых только по документам "Виллисов" в заводской упаковке НЕТ в природе. Нет и быть не может. Собственно, у него с самого начала были сомнения в успехе проводимой операции. Свой первый "Виллис" (а было это в 1977 году) он приобрел у ветерана войны за 1500 долларов. Более того, сам ветеран купил его в 1949-м на распродаже списанной техники на авиабазе, на которой работал сам, заплатив за автомобиль... 600 долларов (он показал купчую). Да-да, 600 долларов в 1949 году! Причем машина была уже довольно "хоженая". Вот вам и "четвертак".

В самом деле, рассуждения о 25 долларах за автомобиль с самого начала грешат неправдоподобностью. Понятно, принято считать, что военные всех стран интеллектом в массе своей не блещут. Но сопоставить 25 долларов и 600 долларов ума хватило бы даже военному. И потом. Как ни крути, США - страна рыночных отношений. Старую технику там, конечно, тоже списывают, но понятия "остаточная стоимость" там просто нет, это все-таки вам не плановая экономика. Там есть понятие "рыночная цена". И уж где-где, а в Штатах хорошую вещь никогда не станут продавать в одну двадцатую того, что за нее готовы реально заплатить.

Еще одно соображение: вся техника, паковавшаяся в ящики, шла за море (какой иначе смысл паковать?), то есть по ленд-лизу; то, что оставалось в Америке, выходило из ворот автозавода на "своих четырех". Но и в Европе (Африке, Азии, Австралии) "Виллисы" в ящиках тоже не залеживались, их быстренько собирали и начинали эксплуатировать по полной программе: и во время войны, и после нее автомобиль - такая вещь, которой не бывает "слишком много".

Так что нынешним коллекционерам приходится довольствоваться лишь восстановлением одной из поношенных машин, либо выкладывать весьма и весьма круглую сумму за уже восстановленный джип.

По итогам многолетних поисков Рэй Коудри утверждает: единственное место на Земле сегодня, где еще можно найти "Виллис" в ящике, в полной заводской комплектации", это дно мирового океана. Например, Баренцево море в районе Кольского полуострова, куда они попали почти 60 лет назад вместе с затонувшими транспортными судами знаменитых конвоев "PQ".

Откуда же взялась эта живописная легенда?
Коудри считает, что она... выдумана мошенниками. Действительно, после войны в американской прессе появлялись объявления (и изредка появляются по сию пору), в которых некие фирмы разыгрывали пригласительные билеты на распродажи военной техники с отдаленных баз армии США по смешным ценам. Прайс-листы, зачастую неплохо иллюстрированные, прилагались. Если им верить, цена "Виллиса" и в самом деле не превышала в среднем 40 долларов, цена грузовика-120 долларов, а списанного танка - 300 долларов. Оставался пустяк - выслать в адрес фирмы 5-10 долларов для того, чтобы принять участие в розыгрыше этих пригласительных билетов.

 Объявление о распродаже джипов Willys
Объявление о "распродаже" списанной военной техники,
где цена джипа - 24 доллара 65 центов. Новая версия старого трюка. На этот раз необходимо купить две брошюры по 12,95 или одну сдвоенную за 19,90, а вот уже в брошюрах Вам поведают, как именно это делается. В общем, не забудьте выслать деньги...

Не правда ли, знакомо? Вышлите деньги на деревню дедушке и ждите у моря погоды. Мы позвоним вам после дождичка в четверг.

Так что "Виллис" за четвертак" - всего-навсего памятник остроумной афере, выдуманной в лучших традициях Филиппа Бэнка из кинофильма "Блеф": для того, чтобы блеф удался, он должен быть настолько правдоподобен, чтобы ты и сам был готов в него поверить.

"Самое смешное в этой истории, - рассказывает Рэй Коудри, - что не так давно на одном из шоу к моему "Виллису" подошла молодая пара, мужчина долго оглядывал джип со всех сторон (а он у меня действительно великолепно выглядит, скромничать не буду, я потратил на его реставрацию больше 10 лет!) и спросил: "Послушай, приятель! Это, наверное, один из тех самых автомобилей, что продаются в дальних фортах прямо в заводской упаковке?.." Я готов был броситься на него и перегрызть глотку. Но, собрав всю свою волю в кулак, я сосчитал до десяти, медленно выдохнул, улыбнулся настолько любезно, насколько это вообще в человеческих силах, и, глядя ему прямо в глаза, скромно сказал: "Да. А как Вы догадались?!" Этот придурок покровительственно похлопал меня по плечу и с видом большого знатока заметил: "Ничего странного, старина! Мой шурин купил в прошлом году точно такой же за полсотни!" И они ушли, о чем-то оживленно беседуя".

Василий Тарасов.

 

 
< Пред.   След. >
Page loaded in 0.117 seconds.