Главная arrow Статьи о Ретро Авто arrow Автомобили СССР arrow Автомобилестроение в СССР. Кратковременный рассвет. Часть 4
Автомобилестроение в СССР. Кратковременный рассвет. Часть 4 Версия для печати Отправить на e-mail

 

Советские автомобили пользуются устойчивым спросом на зарубежных рынках, они неоднократно экспонировались на многочисленных международных выставках и салонах. Пути дальнейшего развития советского автомобилестроения четко определены "Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1981- 1985 годы и на период до 1990 года". Этим документом предусмотрено ускоренное развитие производства грузовых автомобилей с дизелями. Ведущую роль в производстве большегрузных автомобилей призван сыграть Камский комплекс, который должен обеспечить дизелями не только собственные грузовики, но и машины "Урал", ЗИЛ, ЛАЗ. Кроме КамАЗа задача организации производства дизельных грузовиков на ближайшие десять лет поставлена перед ГАЗом, ЗИЛом и КАЗом.


Горьковский автомобильный завод создает новое семейство шестицилиндровых дизелей воздушного охлаждения, которые найдут применение не только на грузовиках семейства ГАЗ-4321, но также на специализированных автомобилях и автобусах. Автомобильный завод имени И. А. Лихачева, базируясь на конструкции опытного восьмицилиндрового дизеля ЗИЛ-645, начнет выпуск грузовиков ЗИЛ-4331, а Кутаисский автомобильный завод приступит к выпуску самосвальных автопоездов семейства КАЗ-4540 с шестицилиндровым дизелем, унифицированным с двигателем КамАЗ-740.

Ярославский моторный завод разработал семейство мощных дизелей для карьерных самосвалов. Среди них двенадцатицилиндровый ЯМЗ-8401 мощностью 650 л. е., оснащенный турбонаддувом. Для магистральных автопоездов предназначен другой, 260-сильный дизель КамАЗ-7403-10, который также имеет турбонаддув.

Дизели для перспективных легковых машин включены в планы конструкторов Волжского автомобильного завода и других предприятий. Ряд опытных образцов таких двигателей создан в годы десятой пятилетки специалистами НАМИ.

В целом применение дизелей означает не только существенное сокращение расхода жидкого топлива в масштабах страны, поскольку они потребляют на 25-30% меньше горючего, чем карбюраторные двигатели, но и немалую экономию средств, так как дизельное топливо дешевле бензина.

Программа развития автомобилестроения, охватывающая период до 1990 г., предусматривает разработку конструкций и освоение производства малотоннажных грузовых электромобилей для городских перевозок. После обширных исследований и экспериментов, которые велись многими НИИ и заводами, предприятия УАЗ и ЕрАЗ начнут выпуск таких машин. Их применение даст не только экономию жидкого топлива, но и сыграет заметную роль в снижении загрязнения окружающей среды. Такой же эффект принесет использование новой модели "Волги" ГАЗ-3102 с двигателем, работающим по форкамерно-факельному процессу.

Большие перспективы снижения уровня токсичных выбросов имеет внедрение автомобилей, для двигателей которых топливом служит газ - сжиженный или сжатый. В дополнение уже существующим модификациям ЗИЛ-138, ГАЗ-52-07, ГАЗ-53-07 будут выпускаться новые машины, в частности, ГАЗ и ЗИЛ планируют производство автомобилей, топливом для которых будет служить сжатый газ.

В период 1981-1990 гг. на предприятиях нашей автомобильной промышленности будет расширен типаж специализированных машин. "Основные направления" предусматривают увеличение объема производства и номенклатуры грузовых автомобилей с погрузочно-разгрузочными устройствами, контейнеровозов грузоподъемностью 20 и 30 т, рефрижераторов, цистерн для нефтепродуктов, средств перевозки скота, птицы, живой рыбы и жидких комплексных удобрений грузоподъемностью 9-13,5 т, автолавок и специализированного транспорта для доставки грузов населению.

На выпуск специализированных автомобилей, в частности, фургонов моделей "3742" и "37421", ориентирован один из заводов в Баку. Вместе с ним будут наращивать выпуск продукции (изотермических фургонов, хлебовозов, молоковозов и других подобных машин и прицепов со специализированными кузовами) заводы в Арзамасе, Горьком, Грабове, Волгограде. Долматове, Каспийском, Карлове, Одессе, Посевной, Тарту, Тирасполе, Шумерле.

Особое место среди специализированных машин занимают самосвалы. Горнодобывающая промышленность, дорожное строительство, сооружение гидроэлектростанций требуют мощных самосвалов и самосвальных автопоездов грузоподъемностью 95, 110 и более т. На увеличение производства таких машин, изготовляемых БелАЗом и МоАЗом, нацеливают нашу промышленность "Основные направления". Среди машин этого типа - БелАЗ-75191 грузоподъемностью 95 т и БелАЗ-7520 грузоподъемностью 180 т. Говоря о самосвалах, следует особо выделить среди них одиночные автомобили и автопоезда повышенной проходимости для перевозки сельскохозяйственных продуктов. Именно этим машинам предстоит взять на себя основную тяжесть транспортного обеспечения Продовольственной программы; выдвинутой партией на XXVI съезде и одобренной майским (1982 г.) Пленумом ЦК КПСС. В соответствии с заданиями программы за период 1981-1990 гг. сельское хозяйство страны должно в общей сложности получить 3000- 3060 тыс. грузовых и специализированных автомобилей или в полтора раза больше, чем за предыдущее пятилетие.

Уже в одиннадцатой пятилетке колхозы и совхозы начнут получать, в частности, новые транспортно-технологические автомобили КАЗ-4540 и "Урал-5557", рассчитанные на эксплуатацию с прицепами. Эти машины повышенной проходимости намечено выпускать в ближайшие годы в новых цехах на Кутаисском и Уральском автомобильных заводах.

Дальнейшее развитие в одиннадцатой пятилетке получит пассажирский транспорт. Промышленность освоит выпуск новых моделей городских автобусов с дизелями ( (ЛАЗ, ЛиАЗ), сочлененных троллейбусов (ЗИУ), а также легковых автомобилей для личного пользования. В одиннадцатой пятилетке заводы приступят к производству новых моделей автомобилей с передними ведущими колесами (ВАЗ-2108, " ЗАЗ-1102, "Москвич-2141").

Одновременно с ростом численности выпускаемых автомобилей и расширением их типажа для нужд внутреннего рынка предстоит улучшать структуру экспорта, увеличивать поставки на внешний рынок автомобилей, отвечающих самым высоким требованиям.

Семьдесят лет назад на дорогах России среди немецких, французских и итальянских машин было немало бельгийских "эксцельсиоров", ФН, "минерв". Сегодня картина совсем иная. Десятки тысяч "жигулей" и "волг" бегают по дорогам Бельгии и многих других европейских стран, тех самых, где в начале века Россия покупала автомобили. Мы сегодня экспортируем около 300 тыс. машин в год, ведем их сборку в Болгарии, Бельгии, Индонезии, участвуем в крупнейших международных автомобильных выставках, кооперируемся на взаимовыгодных условиях с предприятиями многих стран. Автомобильная индустрия Страны Советов стала мировым явлением. Наши сегодняшние успехи в области производства автомобилей являются чем-то само собой разумеющимся. И чтобы по-настоящему оценить масштабы этих успехов, надо взглянуть на них из глубины истории.
 
След. >
Page loaded in 0.087 seconds.