Главная arrow Статьи о Ретро Авто arrow Автомобилестроение в СССР. Кратковременный рассвет. Часть 2
Автомобилестроение в СССР. Кратковременный рассвет. Часть 2 Версия для печати Отправить на e-mail

 

КАвЗ - Курганский автобусный завод. Автобусы типа ПАЗ-651А начали сходить с конвейера КАвЗ в 1958 г. Эта машина, как и нынешняя КАвЗ-685В, базируется на шасси, получаемом с ГАЗ. КАвЗ вместе с заводом в Павлово стал одним из крупнейших предприятий в СССР по выпуску автобусов местного сообщения для малых городов. Из опытных машин последних лет надо отметить КАвЗ-3100, который представляет собой ЛиАЗ- 677, укороченный на длину одной секции.


КАЗ - Кутаисский автомобильный завод имени С. Орджоникидзе освоил производство седельных тягачей и самосвалов на базе ЗИС-150 в 1951 г. С тех пор КАЗ сначала специализировался на хлопковозах и цементовозах, а в настоящее время строит седельные тягачи КАЗ- 608В с кабиной над двигателем С 1959 по 1975 г. его машины имели марку "Колхида". Именно на них впервые в отечественном автомобилестроении нашла применение откидывающаяся вперед кабина, расположенная над двигателем. В годы одиннадцатой пятилетки завод освоит выпуск сельскохозяйственных самосвальных автопоездов повышенной проходимости. Прототипы этих машин разработаны специалистами НАМИ. Эта новая модель (КАЗ-4540) имеет четыре ведущих колеса, V-образный шестицилиндровый дизель ЯМЗ-642, восьмиступенчатую трансмиссию, блокируемые дифференциалы.

КамАЗ - Камский автомобильный завод. Строительство комплекса заводов по производству трехосных дизельных грузовиков было начато в Брежневе в годы девятой пятилетки. Он был задуман как крупнейшее в мире предприятие по выпуску широкого ассортимента не только грузовиков с бортовыми платформами, седельных тягачей, самосвалов и шасси, но также и дизелей для других заводов отрасли. Они поступают из Брежнева для грузовиков "Урал" и ЗИЛ, а также автобусов ЛиАЗ и ЛАЗ. Стройка КамАЗа шла исключительно быстрыми темпами. В феврале 1976 г., накануне открытия ХХV съезда КПСС, из ворот сборочного цеха вышли первые грузовики КамАЗ-5320.
12 февраля 1981 г. государственная комиссия приняла в эксплуатацию производственные мощности второй очереди КамАЗа. Сегодня он является крупнейшим в мире комплексом, выпускающим тяжелые дизельные грузовики. КамАЗ стал также школой современных методов производства, новейшей технологии.
Конструкция грузовиков завода имеет немало передовых решений, азотированные шейки коленчатого вала, коробка передач с делителем, эжекционная очистка воздушного фильтра и другие. Все они впервые нашли применение в практике нашей автомобильной промышленности.
Производственная программа завода включает грузовики с бортовой платформой КамАЗ-5320 и КамАЗ-53212 грузоподъемностью 5 и 10т, седельные тягачи КамАЗ-541и и КамАЗ-54112, а также шасси КамАЗ-53213 для специализированных автомобилей и шасси для самосвалов КамАЗ-5511 и КамАЗ- 55102, выпускаемых Нефтекамским заводом автосамосвалов.
В одиннадцатой пятилетке Камский автомобильный завод развернул производство полноприводного грузовика КамАЗ-4310, его сельскохозяйственной модификации КамА3-43105, а также седельного тягача КамАЗ-4410.

КЗКТ - Курганский завод колесных тягачей имени Д. М. Карбышева. Это предприятие сконцентрировало свои усилия на производстве восьмиколесных тягачей КЗКТ- 537 со всеми ведущими колесами, торсионной независимой подвеской и двенадцатицилиндровым дизелем. Машины КЗКТ успешно работают на крупных стройках (таких, как БАМ), нефтеразработках, строительстве газопроводов.

КрАЗ - Кременчугский автомобильный завод имени 50-летия Советской Украины. Как и ЗАЗ, КрАЗ вырос на базе бывшего комбайнового завода. Поскольку Ярославский автомобильный завод с 1959 г. стал выпускать дизели и коробки передач, производство тяжелых трехосных грузовиков было передано КрАЗ. С тех пор КрАЗ продолжает развивать конструкцию машин этого типа и изготовляет унифицированное семейство бортовых грузовиков (КрАЗ-257), седельных тягачей (КрАЗ-258, КрАЗ-255В), самосвалов (КрАЗ-256Б), лесовозов (КрАЗ-255Л), машин повышенной проходимости (КрАЗ-255Б) с дизелями ЯМЗ.
В одиннадцатой пятилетке завод переходит на выпуск машин новых семейств КрАЗ-250 и КрАЗ-260.

ЛАЗ - Львовский автобусный завод имени 50-летия СССР- Задуманный как автосборочный завод, он свою первую продукцию - автокраны АК-32 начал изготовлять осенью 1951 г., а с 1957 г. стал выпускать автобусы. Машина ЛАЗ- 695Б была отмечена золотой медалью на Международной выставке 1958 г. в Брюсселе.
Продукция ЛАЗ - пригородные (ЛАЗ-695Н), туристские (ЛАЗ- 697Н), междугородные (ЛАЗ-699Н) автобусы. Завод постоянно экспериментирует, разрабатывает новые конструктивные решения, часть которых уже внедрена на серийные модели: подвеска колес с корректирующими пружинами, независимая передняя подвеска, пневматическая подвеска. С 1978 г. завод приступил к выпуску своей первой модели городского автобуса ЛАЗ- 4202 с дизелем КамАЗ и новой автоматической трансмиссией.

ЛиАЗ - Ликинский автобусный завод. Расположенный в Ликино-Дулево Московской области завод с 1959 г. является основным поставщиком автобусов для крупных городов. Сначала он начал изготовлять модель ЗИЛ-158, затем ЛиАЗ-158В. Сегодня на основе широкой кооперации завод ведет производство городских автобусов ЛиАЗ-677. Двигатели ему поставляет ЗИЛ, задние ведущие мосты - завод "Раба" (Венгерская Народная Республика). В свою очередь, ЛиАЗ снабжает передними мостами известное венгерское предприятие "Икарус". Среди конструктивных разработок Ликинского завода - аэродромный автобус ЛиАЗ-677П, передвижная станция цветного телевидения ЛиАЗ-5930, газобаллонный автобус ЛиАЗ-677Г, а также дизельная модификация базовой модели.

ЛуАЗ - Луцкий автомобильный завод. Небольшой авторемонтный завод в Луцке Волынской области с 1966 г. приступил к изготовлению "джипа" ЗАЗ-969, разработанного специалистами ЗАЗ. На первых порах в Луцке выпускали упрощенный вариант ЗАЗ-969В с приводом только на передние колеса. С 1970 г. с конвейера сходят уже полноприводные автомобили,
В 1979 г. ЛуАЗ приступил к производству модернизированной модели ЛуАЗ-969М, отличающейся от прежней новым оформлением передней части кузова и другими усовершенствованиями.

МАЗ - ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции Минский автомобильный завод. МАЗ - головное предприятие производственного объединения "БелавтоМАЗ", куда входят БелАЗ и МоАЗ. Первые автомобили вышли из ворот завода в 1947 г. Начав с освоения конструкций Ярославского завода (ЯАЗ-205 и ЯАЗ-200) уже в 1951 г. МАЗ создал собственные модели (МАЗ-501, МАЗ-500, МАЗ-515 и другие). В нашем автомобилестроении завод стал пионером применения торсионной независимой подвески колес на тяжелых грузовиках, бездисковых колес, V-образных двигателей. МАЗ выпустил первые в стране серийные образцы карьерных самосвалов (МАЗ-525), четырехосных машин повышенной проходимости (МАЗ-535), лесовозов (МАЗ-501).
Сегодня МАЗ специализируется в производстве двух- и трехосных магистральных грузовиков и четырехосных машин повышенной проходимости. Последние очень популярны среди строителей нефтепроводов и железнодорожных магистралей. Водители назвали эти машины "Ураган".
В одиннадцатой пятилетке завод будет наращивать выпуск магистральных грузовиков модернизированного семейства, которое включает в себя двухосные бортовые грузовики МАЗ-5335, седельные тягачи МАЗ-5428 и МАЗ-5429, лесовоз МАЗ-509А, самосвал МАЗ-5549. Наряду с этими машинами будут выпускаться и четырехосные автомобили, в том числе бортовой грузовик МАЗ-7310 и трубовоз МАЗ- 7910. Из новых машин, которые завод осваивает в одиннадцатой пятилетке, следует отметить магистральные тягачи МАЗ-6422 и МАЗ-5432.

ММЗ - Мытищинский машиностроительный завод. Наряду с вагонами метро ММЗ изготовляет самосвалы на шасси грузовиков ЗИЛ. Из ворот предприятия, расположенного в Мытищах Московской области, автомобили выходят с 1947 г. В настоящее время завод выпускает самосвалы ЗИЛ-ММЗ-554М, ЗИЛ-ММЗ-554Б, ЗИЛ-ММЗ-4502.

МоАЗ - Могилевский автомобильный завод имени С. М. Кирова. С 1961 г завод производил одноосные тягачи МоАЗ-529Е, а затем МоАЗ-54611 довольно оригинальной конструкции в паре с прицепным строительным оборудованием - скреперами, пневмокатками. Кроме того, он выпускает автопоезда МоАЗ-6401-9585 для работы в подземных штреках и галереях Машины МоАЗ унифицированы с рядом моделей МАЗ и БелАЗ, Среди новых конструкций завода - 20-т самосвал МоАЗ-522А со всеми ведущими колесами (освоен в 1979 г.).

НЗС - Нефтекамский завод автосамосвалов. Он является филиалом КамАЗа. Свою первую продукцию- самосвалы КамАЗ-5511 - выпустил к 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Следующая модель, которая освоена уже в одиннадцатой пятилетке, - сельскохозяйственный самосвал КамАЗ-55102. Помимо этих машин в ближайшие годы заводу предстоит изготовлять цистерны и другие специализированные автомобили.

ПАЗ - Павловский автобусный завод имени А. А. Жданова. Павлово-на-Оке с 1950 г. стал городом автобусостроителей. Машины ПАЗ, как правило, базируются на агрегатах грузовиков ГАЗ. С 1964 г. завод перешел на модели вагонной компоновки, с 1972 г. строит автобусы ПАЗ-3201 с колесной формулой 4X4. Очень интересные экспериментальные работы завода привели к созданию большого числа опытных машин, в том числе хорошо обтекаемого туристского "ПАЗ-Турист-Люкс" с комфортабельным салоном на 24 места и перспективного автобуса местного сообщения ПАЗ-3204. В настоящее время производственная программа завода включает автобусы ПАЗ-672 и ПАЗ-3201, а также рефрижераторный фургон ПАЗ-3742 и горный автобус ПАЗ- 672Г.

РАФ - Рижский автобусный завод имени XXV съезда КПСС. Первые автобусы РАФ начал строить в 1954 г., когда основным направлением его деятельности был ремонт автомобилей. С 1957 г. завод стал специализироваться в производстве микроавтобусов, которые нашли широкое применение как служебные машины, маршрутные такси, экскурсионные автобусы, медицинские автомобили. Малая площадь территории ограничивала производственные возможности завода РАФ. В 1976 г. вступили в строй новые его корпуса в Елгаве, где был организован выпуск новой модели микроавтобуса РАФ-2203. В десятой пятилетке наряду с микроавтобусом РАФ начал выпуск медицинского автомобиля РАФ-22031.
Кроме машин, оснащенных двигателями внутреннего сгорания, завод ведет эксперименты с электромобилями. Один из них - РАФ-2205 с тиристорной системой управления электродвигателем и батареей аккумуляторов емкостью 160 А*ч.

САЗ - завод автосамосвалов в Саранске. Продукция САЗ - самосвалы ГАЗ-САЭ-53Б, САЗ-3503 и САЗ-Э504 на шасси грузовых автомобилей ГАЗ. Их выпуск завод в Саранске Мордовской АССР ведет с 1958 г.
 
< Пред.   След. >
Page loaded in 0.083 seconds.