Главная arrow Статьи о Ретро Авто arrow Автомобили СССР arrow Автомобилестроение в СССР. Кратковременный рассвет. Часть 1
Автомобилестроение в СССР. Кратковременный рассвет. Часть 1 Версия для печати Отправить на e-mail

 

Период девятой (1971-1975 гг.) и десятой (1976-1980 гг.) пятилеток в истории советского автомобилестроения отмечен значительным ростом производства автомобилей. В годы девятой пятилетки вышел на проектную мощность (660 тыс. машин в год) Волжский автомобильный завод, полным ходом развернули производство легковых машин Ижевский автомобильный завод и новые цеха АЗЛК, начал давать продукцию новый завод микроавтобусов в Елгаве. Одновременно шло строительство комплекса предприятий по производству тяжелых грузовиков КамАЗ в Брежневе, сооружение новых и реконструкция старых цехов на ЗИЛ, ГАЗ, БелАЗ. Наши ведущие заводы не только расширились, технически перевооружились, но и создали большое число филиалов, участвующих в процессе производства машин. ЗИЛ, например, имеет шестнадцать филиалов. Целый ряд дочерних предприятий появился у ГАЗ, МАЗ, АЗЛК, ЯМЗ. Созданные на основе научно обоснованного планирования они призваны углубить специализацию, которая началась в конце 50-х годов.


Чтобы ускорить дальнейшее развитие автомобильной промышленности, понадобилось не только расширить производственную базу, но и провести перестройку управления предприятиями. Так, в 70-е годы родились крупные производственные объединения "АвтоЗИЛ", "АвтоМосквич", "АвтоВАЗ", "БелавтоМАЗ" и другие.

Все эти меры позволили нашей промышленности в 1976 г. достичь годового выпуска свыше двух миллионов машин. Если рассматривать отдельные автомобильные заводы, то можно отметить большие успехи., достигнутые в производстве машин. Чтобы иметь более полное представление о развитии советской автопромышленности, приведем краткие сведения о заводах, выпускающих комплектные машины.

АЗЛК - ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод, имени Ленинского комсомола, Его история начинается с 1930 г., когда на заводе приступили к сборке машин из узлов и деталей, поставляемых другими предприятиями. Автомобили собственной конструкции завод стал выпускать с 1940 г. Его автомобили с 1947 г. имеют марку "Москвич" и постоянно участвуют в ралли, гонках, заездах на установление рекордов скорости. Успехи в соревнованиях на протяжении последних трех десятилетий в значительной мере способствовали повышению авторитета этой марки в нашей стране и за рубежом.
Сегодня годовое производство "Москвичей" составляет около 180 тыс. машин. АЗЛК первым в нашей стране применил для легковых автомобилей распределительный вал в головке двигателя (1967 г.), диафрагменное сцепление (1968 г.), прямоугольные фары (1970 г.), систему аварийной сигнализации (1976 г.) и пластмассовые передний и задний буферы (1981г.). В начале двенадцатой пятилетки завод перейдет на выпуск новой модели "2141" с передними ведущими колесами.
АЗЛК выпускает автомобили "Москвич-2140", "Москвич-21406" и "Москвич-2140СЛ" с кузовами седан, "Москвич-2137" с кузовом универсал, "Москвич-2734" с кузовом фургон.

БелАЗ - ордена Трудового Красного Знамени Белорусский автомобильный завод. Он расположен в Жодино, неподалеку от Минска, и специализируется с 1959 г. в выпуске мощных карьерных самосвалов. БелАЗ входит в состав объединения "БелавтоМАЗ".
Для моделей БелАЗ в силу специфики их назначения характерны нетрадиционные конструктивные решения. Это электротрансмиссия, самосвальный полуприцеп с донной разгрузкой и ведущими колесами, четыре управляемых колеса, используемые в аэродромных тягачах, и другие. Машины этого предприятия первыми в стране были оснащены планетарными редукторами в ступицах ведущих колес (1959 г.), гидропневматической подвеской колес (1965 г.), дизелями с турбонаддувом (1968 г.).
Сегодняшняя продукция - самосвалы (27-т БелАЗ-540А, 40-т БелАЗ-548А и 75-т БелАЗ-549), углевозы (БелАЗ-7510, БелАЗ-7525 и БелАЗ-7420-9590) на их базе, одноосный тягач БелАЗ-531, аэродромные тягачи БелАЗ-6411 и БелАЗ-7421, а также последние модели, среди которых 120-т БелАЗ-7520 и 180-т БелАЗ-7521.


ВАЗ - ордена Трудового Красного Знамени Волжский автомобильный завод имени 50-летия СССР. Этот автомобильный гигант в Тольятти начал выпуск машин в 1970 г. Его легковые автомобили имеют марку "Жигули" (на экспорт они идут под маркой "Лада"). ВАЗ - крупнейшее автомобильное предприятие Советского Союза. Так, в 1981 г. с его конвейеров сошло 720 тыс. "Жигулей", что составляет около трети всех выпущенных в стране автомобилей и 54% всех легковых машин, изготовленных в том же году.
Из технических новинок, впервые примененных ВАЗом в советском автомобилестроении, следует назвать штекерные разъемы электропроводки и пружинную зависимую подвеску задних колес (1970 г.), расположенное под капотом двигателя запасное колесо и постоянный привод на все колеса легковые машины с блокируемым межосевым дифференциалом (1977 г.), зубчатый ремень в приводе распределительного вала и блок-фары (1980 г.).
В производственной программе завода - "Жигули" моделей ВАЗ- 2101, ВАЗ-21013, ВАЗ-2ЮЗ, ВАЗ- 2105, ВАЗ-2106 и ВАЗ-2107 с кузовами седан, ВАЗ-2102 с кузовом универсал и их модификации, а также комфортабельный "джип" ВАЗ-2121. В конце одиннадцатой пятилетки завод приступит к выпуску новых машин ВАЗ-2108 с передними ведущими колесами.
Машины Волжского автомобильного завода не раз одерживали убедительные победы во всесоюзных и международных соревнованиях.

ГАЗ - дважды ордена Ленина, ордена Красного Знамени и ордена Отечественной войны I степени Горьковский автомобильный завод. По масштабам производства ГАЗ второй после ВАЗ завод в отрасли. Первые автомобили он выпустил в 1932 г. Завод занимает ведущее место в поставке народному хозяйству автомобилей грузоподъемностью 2,5-4,0 т. Легковым автомобилям "Волга" и "Чайка", а также шасси для автобусов и специализированных машин в производственной программе ГАЗ отведено более скромное место. Чтобы оценить достижения завода, достаточно напомнить, что на Всемирной выставке в Брюсселе (1958 г.) его грузовик ГАЗ-52 был отмечен золотой медалью, а в апреле 1969 г. ГАЗ-66 первым среди советских автомобилей получил государственный Знак качества.
ГАЗ - пионер применения на отечественных моделях алюминиевых -сплавов для двигателей (1957 г.), гипоидных главных передач (1961 г.), самоблокирующихся дифференциалов (1959 г.), гнутых боковых стекол (1968 г.), омывателей ветрового стекла (1955 г.), обогреваемых стекол передних дверей (1977 г.).
В то время завод выпускал грузовики ГАЗ-53-12, ГАЗ-66, ГАЗ-52-04, шасси для автобусов КАвЗ, самосвалов САЗ и фургонов ГЗСА, седельные тягачи ГАЗ-52-06, газобаллонные грузовики ГАЗ-52-07 и ГАЗ-53-07, легковые автомобили ГАЗ-24, ГАЗ-3102, ГАЗ-14 и их модификации.
В год своего 50-летия завод освоил выпуск новой модели "Волги" с двигателем, работающим по ЛАГ-процессу (лавинная активация горения, являющаяся разновидностью форкамерного процесса воспламенения рабочей смеси).-На протяжении одиннадцатой пятилетки ГАЗ будет вести доводку и испытания грузовых автопоездов семейства ГАЗ-4321 с дизелями воздушного охлаждения.

ЕрАЗ - Ереванский автомобильный завод. Он изготовил первые машины в конце 1966 г. и стал первым в республике автомобильным заводом. Выпускаемый им фургон по существу представляет грузовую модификацию автобуса РАФ-977.
ЕрАЗ нельзя назвать крупным предприятием, однако он расширяет масштабы производства, работает над новыми конструкциями. Одна из них - экспериментальный электромобиль-фургон.

ЗАЗ - ордена Трудового Красного Знамени Запорожский автомобильный завод "Коммунар". Автомобили этого завода с начала производства (1960 г.) носят наименование "Запорожец". Ежегодно с конвейера сходит около 150 тыс. автомобилей, причем примерно половина из них - модификации с ручным управлением для инвалидов.
ЗАЗ вместе с ЛуАЗ и Мелитопольским моторным заводом (МеМЗ) образует производственное объединение "Запорожец". МеМЗ поставляет двигатели и трансмиссии для ЗАЗ и ЛуАЗ.
ЗАЗ - первым в отечественном автомобилестроении применил магниевый сплав (электрон) для отливки картеров двигателей и коробок передач (1960 г.), использовал колеса с 13-дюймовыми ободами (1960 г.), электромагнитное сцепление (1966 г.).
Основная модель предприятия - "Запорожец-968М", выпускаемый в различных модификациях (в том числе и с ручным управлением) с двигателями воздушного охлаждения рабочим объемом 1198 и 887 см3.
В одиннадцатой пятилетке коллективу предприятия предстоит освоить выпуск новой модели ЗАЗ- 1102 с двигателем жидкостного охлаждения и передними ведущими колесами.

ЗИЛ - трижды ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени Московский автомобильный завод имени И. А. Лихачева. Старейший автомобильный завод страны выпускает машины с 1924 г. - он является, головным в объединении "АвтоЗИЛ", его предприятия расположены во многих городах страны. Значительную часть производства, поставляемой им народному хозяйству, составляют двухосные грузовики семейств ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ЗИЛ-133 и их многочисленные модификации. ЗИЛ также поставляет двигатели для грузовиков "Урал", КАЗ, автобусов ЛиАЗ и ЛАЗ. В производственную программу завода входят и представительские легковые автомобили высшего класса. Для одной из последних моделей создан У-образный восьмицилиндровый двигатель с распределительными валами в головках цилиндров (ЗИЛ-4104).
Конец десятой пятилетки коллектив завода ознаменовал освоением выпуска грузовиков ЗШЫЗЗГЯ и седельных тягачей ЗИЛ-1ЭЗВЯ с дизелями и тормозной системой КамАЗ. В одиннадцатой пятилетке ЗИЛу предстоит начать производство грузовиков ЗИЛ-169 с дизелем.

ЗИУ - завод имени Урицкого. Расположенный в Энгельсе небольшой (около 2 тыс. машин в год) завод ЗИУ с 1951 г. является основным предприятием в стране по производству троллейбусов. Среди конструктивных особенностей выпускаемых им машин ЗИУ-9Б и ЗИУ-11 - несущий кузов с тремя боковыми дверями и пневматическая подвеска колес. Завод построил несколько опытных образцов больших городских автобусов ЗИУ- 6-2М и ЗИУ-8 с дизелями, расположенными горизонтально под полом салона, а также испытал новую модель троллейбуса сочлененной конструкции - ЗИУ-10.

ИЖ Ижевский автомобильный завод. Первые машины из деталей АЗЛК завод собрал в конце 1966 г. Современное высокопроизводительное оборудование позволяет предприятию ежегодно выпускать около 180 тыс. легковых автомобилей и фургонов. ИЖ начинал с освоения модели "Москвич-412". На ее базе уральские специалисты разработали несколько модификаций, в том числе универсал ИЖ-2125, развозной фургон ИЖ-2715 и пикап ИЖ-27151.
 
< Пред.   След. >
Page loaded in 0.077 seconds.