Главная arrow Статьи о Ретро Авто arrow Автомобили СССР arrow Автомобилестроение в СССР. Оттепель. Часть 3
Автомобилестроение в СССР. Оттепель. Часть 3 Версия для печати Отправить на e-mail

 

С 1967 г. завод имени И. А. Лихачева впервые начал ставить на свои автомобили (ЗИЛ-117) дисковые тормоза. На следующий год порадовали автомобилистов новинками два белорусских завода: МАЗ применил на грузовой модели "516" подъемную третью ось, а БелАЗ стал оснащать свои 40-тонные карьерные самосвалы БелАЗ-548А двенадцатицилиндровыми дизелями ЯМЗ-240Н с газотурбинным наддувом. Это первый случай использования газотурбинного наддува в советском автомобилестроении на серийной машине. Освоив серийную модель "408", МЗМА в 1967 г. начал выпуск "Москвича-412" с совершенно новым двигателем. Он стал первым советским автомобильным двигателем с распределительным валом в головке блока цилиндров и по многим показателям не уступал лучшим зарубежным двигателям этого класса.


Самосвал САЗ-3502 с предварительным подъемом кузова явился новинкой 1969 г. В следующем году Таллинский авторемонтный завод на серийной гоночной модели "Эстония-16М" стал применять колеса, отлитые из магниевого сплава. Помимо создания автомобилей для различных отраслей народного хозяйства, советская промышленность к концу 60-х годов создала ряд передовых конструкций колесных машин - транспортных, инженерных, боевых - для нужд обороны страны. В их число входят бронированные разведывательно-дозорные машины БРДМ и БРДМ-2, колесные бронетранспортеры БТР-60, колесные тягачи, плавающие автомобили МАВ и другие машины. На БРДМ и БРДМ-2 использовано необычное устройство ходовой части - при преодолении препятствий вспомогательные ведущие колеса малого диаметра опускаются, и колесная формула машины изменяется с 4X4 на 8X8. Оригинальна конструкция ходовой части БТР-60. Все восемь ведущих колес имеют независимую подвеску, оснащены колесными редукторами, увеличивающими дорожный просвет. Повышению проходимости способствуют четыре самоблокирующихся межколесных дифференциала и система централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Другая особенность БТР-60 - силовая установка, включающая в себя два двигателя, один из которых приводит первую и третью пару колес, а другой - вторую и четвертую. При движении на плаву БТР-60 (как БРДМ и БРДМ-2) использует водометный движитель.

Среди других моделей, освоенных отечественной автомобильной промышленностью в 60-е годы, достойное место занимают восьмиколесные грузовики МАЭ-535А и МАЗ-537 с автоматической трансмиссией и независимой торсионной подвеской колес. Они успешно использовались на нефтеразработках и крупных стройках.

Что касается опытных работ, то следует отметить экспериментальные "джипы" "Москвич-415" и "Москвич-416" (1959-1961 гг.), систему электронного впрыска топлива ЦНИИТА (1962 г.), спортивный автомобиль ЗИЛ-112С (1962 г.), четырехосный тягач НАМИ-058 (1967 г.), снегоход УАЗ-451С (1963 г.),дизель "УралАЗ" (1968 г.), легковой автомобиль НАМИ-1101 с передними ведущими колесами (1969 г.), гоночный автомобиль "Москвич-Г5" с пятиступенчатой коробкой передач (1969 г.), самсвальный 120-тонный автопоезд БелАЗ-549В с газовой турбиной и электротрансмиссией (1970 г.).

Период 1966-1970 гг. был отмечен не только ростом технического совершенства выпускаемых моделей, но и повышением их качества, увеличением масштабов производства. С 1966 г. стал изготовлять фургоны ЕрАЗ-762, унифицированные с автобусом РАФ-977, Ереванский автомобильный завод. Первые уральские "Москвичи" собрал в том же году Ижевский автомобильный завод. С 1969 г. дает продукцию - самосвалы САЭ-3502 - Фрунзенский автосборочный завод. В это же время развернули производство автомобильных двигателей два специализированных предприятия в Уфе- для московских и ижевских "Москвичей" и в Заволжье - для машин ГАЗ, ЕрАЗ, ПАЗ, РАФ.

Особое место в развитии автомобилестроения всегда занимали гоночные и спортивные машины. Несмотря на единичный или мелкосерийный масштаб изготовления, они играют важную роль в прогрессе автомобильной техники. Именно на этих автомобилях впервые в СССР появились опытные конструкции независимой подвески всех колес ("Звезда-1"), торсионной подвески ("Харьков-Л 1- 250"), нагнетателей ("Звезда-1"), поршневых двигателей с двумя распределительными валами в головке ("Харьков-Л 1 -250", "Харьков-6"), газотурбинных двигателей ("Пионер-1", ХАДИ-7), вынесенных из колес тормозов (МАЗ-1500, ЗИЛ- 112С), кузовов из стеклопластика (НАМИ-041М, ЗИЛ-112/2, "Эстония-9"). Эксперименты, проводимые на гоночных и спортивных машинах, влекли за собой постоянные изменения в их конструкции и технических показателях. Для одного и того же автомобиля изготовляли по нескольку сменных силовых агрегатов ("Звезда-6", "Харьков-Л2"), другие модернизировали в несколько этапов ("Пионер", ЗИЛ-112С, "Москвич-Г4").

Наряду с предприятиями и НИИ автомобильной промышленности (ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, МЗМА, НАМИ), проектирование и постройку гоночных и спортивных машин вели заводы других отраслей, авторемонтные предприятия, на которых были созданы машины "Эстония", "Киев", ГМ, ГА, "Ленинград-2", лаборатории институтов (ХАДИ, МАДИ), таксомоторные парки. Некоторые из них изготовляли машины (КВН-2500, КВН-1300, ГМ-20, ГА-22, "Москвич-Г4", "Звезда-500", "Киев") небольшими (по 3 - 5 штук) партиями, а Таллинский опытный авторемонтный завод ежегодно выпускал по 30-50 гоночных автомобилей с двигателями ИМЗ- М52, "Вартбург", "Москвич-412", ВАЗ-21011.

Особую группу среди гоночных автомобилей составляют рекордные. На одном из них установлен абсолютный всесоюзный рекорд скорости- 311,4 км/ч. Этот результат показал в августе 1963 г. на соляном озере Баскунчак московский спортсмен, заслуженный мастер спорта Илья Александрович Тихомиров. Его машина "Пионер" второй модификации представляла собой реконструированное шасси "Харьков-Л 1" с установленными вдоль бортов двумя газотурбинными двигателями мощностью по 68 л. с. Рекорды, превышавшие международные, установлены на автомобилях "Звезда-6". ХАДИ-5, "Харьков-Л2", "Пионер-2", ХАДИ- 13Э, Последняя машина, как и ее предшественница ХАДИ-11Э, снабжена электродвигателем и серебряно-цинковыми аккумуляторами.

Спортивные автомобили изготовлялись исключительно для соревнований, славным образом кольцевых гонок. После 1967 г. спортивная регламентация не поощряла их участие в гонках, и работы над ними были прекращены. Ряд интересных опытных образцов спортивных автомобилей категорий "Гран туризмо" создан конструкторами-любителями. Особый интерес представляет машина КД, которая по проекту Э. Молчанова была изготовлена в шести экземплярах группой московских- автомобилистов. Она сконструирована на агрегатах ЗАЗ-965А и имеет кузов типа "купе", выполненный из стеклоткани и полиэфирной смолы ПН-1. Оригинальную машину с кузовом из стеклопластика построили москвичи братья А. и В. Щербинины. В этот же период АЗЛК построил прототип машины "Гран туризмо" на базе "Москвича-408". Мощность двигателя этого автомобиля ("Москвич- 408-Турист") благодаря применению системы впрыска топлива с электронным управлением (ЦНИИ- ТА) удалось повысить на 26%. Использование алюминия для наружных панелей кузова снизило массу машины на 50 кг.

Рост благосостояния народа поставил на повестку дня вопрос о значительном увеличении производства легковых автомобилей для продажи населению. Поэтому входы восьмой пятилетки (1966-1970г.г.) наша страна приступила к реконструкции автомобильного завода имени Ленинского комсомола (А5ЛК, ранее МЗМА) В Москве с тем, чтобы он мог выпускать до 200 тыс. "Москвичей" в год. Одновременно было развернуто строительство такого же по мощности завода по производству "Москвичей" в Ижевске.

Другим важным шагом в направлении дальнейшей автомобилизации страны явилось строительство автомобильного гиганта в Тольятти. Первые земляные работы на территории будущего Волжского автомобильного завода (ВАЗ) были начаты в 1967 г. В интересах скорейшего налаживания производства в мае 1966 г. с итальянской фирмой ФИАТ был заключен договор о техническом сотрудничестве. Прототипом будущего автомобиля "Жигули" избрали ФИАТ-124 - модель, признанную в 1966 г. "автомобилем года". Интенсивные испытания машины, проведенные в условиях нашей страны, выявили необходимость изменения конструкции прототипа. Он получил новый двигатель с распределительным валом в головке цилиндров. Дисковые тормоза задних колес уступили место барабанным, был значительно усилен кузов, введен ряд других усовершенствований. Строительство автомобильного завода на Волге шло быстрыми темпами. 9 сентября 1970 г. газета "Правда" на первой странице поместила сообщение: "С главного конвейера Волжского автозавода сошли первые малолитражки".

В 1967 г. с конвейера Горьковского автомобильного завода сошел пятимиллионный грузовик марки ГАЗ, а в Москве был собран миллионный "Москвич". Автомобильная промышленность СССР в 1971 г. впервые выпустила более миллиона машин.
 
< Пред.   След. >
Page loaded in 0.082 seconds.