71. Российское автомобилестроение. «УАЗ». |
![]() |
![]() |
В июне 1941 г., в связи с нападением фашистов на СССР, Государственный Комитет Обороны принял решение об эвакуации из столицы ряда крупных предприятий в Сибирь, на Урал и на Волгу. Среди них был и завод имени Сталина (ЗИС), директором которого был И. А. Лихачев. К маю 1942 г. было на новом месте собрано пять первых автомобилей ЗИС-5. А в июле 1942 г., когда темпы сборки возросли до 20 — 30 машин в сутки, Ульяновский филиал № 4 ЗИС (УльЗИС) был официально назначен головным предприятием по выпуску автомобилей ЗИС-5. В то же время здесь собирали походные мастерские на базе ЗИС-5, двигатели малолитражки и газогенераторные установки для ЗИС-21.
В конце 1944 г. машину марки ЗИС-5 передали на Урал, в Миасс, а заводу было поручено освоить и наладить выпуск автомобилей марки ГАЗ-АА. Уже осенью 1945 г. вместе с первыми партиями различного оборудования и технической документацией в Ульяновск прибыла группа специалистов с Горьковского автозавода. Еще строящийся завод должен был начать выпуск полуторатонного грузовика ГАЗ-АА. В июне 1947 г. встал вопрос об ускорении строительства главного конвейера. В 1950 г. прошел дорожные испытания автомобиль УАЗ-300 — первый ульяновский грузовик. Впервые он был показан на октябрьской демонстрации 1949 г., но его массовое производство так и не началось — завод не был готов к выпуску таких машин. В 1950 г. предприятие значительно увеличило выпуск грузовых автомобилей ГАЗ-ММ, практически не имевших конструктивных отличий от ГАЗ-АА. Этому во многом способствовал рост производственных мощностей и выпуск новых деталей, позволивший значительно уменьшить зависимость завода от поставок ГАЗа. С 1950 по 1955 г. на заводе была проведена большая работа по технической подготовке производства к выпуску нового автомобиля ГАЗ-69 и ГАЗ-69А, переданного с ГАЗа. Летом 1955 г. приказом министра автомобильной промышленности СССР Ульяновскому автомобильному заводу было поручено освоить выпуск ранее производившихся в Горьком легковых автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-69 и ГАЗ-69А, а также прицепов к ним. Эти машины были созданы горьков-скими конструкторами во главе с Г.М. Вассерманом и поставлены на поток в 1953 г. Наладочные партии вездеходов сошли с конвейера еще в конце 1954 г. Первые тысячи этих автомобилей собирали из узлов и деталей, поступавших на завод из Горького. С 1955 г. завод стал официально специализироваться на выпуске малотоннажных автомобилей повышенной проходимости. ГАЗ-69 нашел широкое применение во многих отраслях народного хозяйства во всех климатических зонах нашей страны. За свою надежность, простоту в эксплуатации и за другие качества он заслужил большую известность как у нас в стране, так и за рубежом. В 1956 г. ГАЗ-69 вышел на мировой рынок, и уже в 1959 г. ульяновские вездеходы отправлялись на экспорт в 22 страны мира. В январе 1961 г. было принято решение об освоении новых моделей автомобилей. В этом же году завод приступил к серийному выпуску грузовика с бортовой платформой — УАЗ-451Д и фургона УАЗ-451. Одновременно постоянно велась работа над улучшением технических характеристик автомобилей, над более рациональной и удобной компоновкой узлов. В 1959 г. начинается разработка нового легкового автомобиля — ГАЗ-69. В 1965 г., после долгой работы конструкторов над кабиной, подвеской, мостами, были проведены контрольные испытания УАЗ-469, затем документацию на машину передали в отдел подготовки производства. В начале 1970-х гг. велась подготовка к освоению выпуска нового легкового автомобиля УАЗ-469. Но ее сдерживало отсутствие средств на строительство и техническое перевооружение цехов. Министерство автомобильной промышленности неохотно шло на выделение дополнительных средств. Лишь в марте 1971 г. министр согласился посмотреть новые машины. Продукцию представил главный конструктор П.И. Жуков. После этого министр дал согласие на выделение необходимых средств и массовое производство нового ульяновского вездехода. Коллективу завода предстояло в сжатые сроки передать производство ГАЗ-69 на другие предприятия и готовиться к бесперебойной и ритмичной работе с 1972 г. В ноябре 1977 г. автомобилю УАЗ-452 (фургон) был присвоен государственный Знак качества, вновь была подтверждена высшая категория качества автомобиля УАЗ-452Д. Дальнейшая реконструкция, проходившая на автозаводе, позволила резко поднять производительность труда на ряде участков и улучшить внешний вид автомобилей. Современную жизнь нашей страны невозможно представить без автомобилей марки УАЗ. Придя на смену ГАЗ-69, УАЗы уверенно шагнули на мировой рынок. Если составить список всех стран, куда экспортировались с 1956 г. машины из Ульяновска, в него войдут чуть ли не 100 государств. Для того чтобы завоевать такой широкий рынок сбыта, УАЗу пришлось пройти немало испытаний. |
След. > |
---|