Главная arrow Статьи о Ретро Авто arrow Все об автомобилях arrow 66. В мире машин. Правила дорожного движения.
66. В мире машин. Правила дорожного движения. Версия для печати Отправить на e-mail

 

Правилам дорожного движения столько же лет, сколько и автомобилю. Сначала правила выглядели как сборник запретов. Причем для каждого города, не гово­ря уже о разных странах, это были разные сборники разных запретов. Постепенно правила приводились к некоему едино­му стандарту и в таком виде дошли до наших дней. Пра­вила дорожного движения касаются абсолютно всех, кто выходит из дома на улицу. Это ошибочное предпо­ложение, что правила нужны только водителям. Пеше­ходы, так же как и водители, являются участниками до­рожного движения, а значит, и им необходимы правила дорожного движения. Из уважения к основному закону улицы, словосоче­тание «Правила дорожного движения» всегда пишется с прописной буквы. Теперь давайте выясним основные понятия, преду­смотренные Правилами. Первое и самое главное понятие — дорога — опреде­ляется так: «Обустроенная или приспособленная и ис­пользуемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения». Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.

Как вы понимаете, для России более характерна та часть определения дороги, в которой говорится «при­способленная и используемая... полоса земли», а не «по­верхность искусственного сооружения». Второе понятие объединяет практически все населе­ние земного шара и заставляет его подчиняться Прави­лам. Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства. Непосредственно на дороге любому участнику дви­жения помогают светофоры и дорожные знаки.

 

Наверное, все знают, что зеленый сигнал светофора разрешает движение, красный запрещает, а желтый то­же запрещает, но предупреждает о скорой смене зеле­ного на красный или красного на зеленый. На многих светофорах для пешеходов есть специальные секции, на которых может включаться красное изображение чело­вечка, если пешеходам движение запрещено, и зеленое, если разрешено. Это, конечно, ни для кого не секрет. Однако, кроме этих простых и всем известных сигна­лов, у светофоров для водителей могут быть еще и до­полнительные сигналы. Например, дополнительная сек­ция на светофоре с левой или с правой стороны. На ней загорается зеленая стрелка и разрешает движение в со­ответствующем направлении. Кроме обычных светофо­ров, бывают светофоры реверсивные. Это для дорог, особенно для тоннелей, в которых машины движутся по очереди в разные стороны.

Кроме светофоров, участникам движения помогают дорожные знаки. Существуют дорожные знаки и для пешеходов, и для водителей. Все знаки делятся на семь групп. Это предупреждающие знаки, знаки приоритета, запрещающие знаки, предписывающие знаки, инфор­мационно-указательные знаки, знаки сервиса и знаки дополнительной информации. Предупреждающие знаки говорят водителю о какой-либо опасности, подстерегающей его на дороге. Напри­мер, опасный поворот, неровная дорога и так далее. Знаки приоритета показывают водителю, в каком по­рядке должны проезжать машины, кто кому должен ус­тупить дорогу. Роль запрещающих знаков понятна. Главный из них — всем известный знак-«кирпич». Предписывающие знаки говорят водителю, в каком направлении он может двигаться. Информационно-указательные знаки сообщают во­дителям необходимую дорожную информацию. Знаки сервиса информируют водителей о приближе­нии к бензоколонкам, больницам и даже к посту ГИБДД-Знаки дополнительной информации в виде табличек используются в паре с другими дорожными знаками.

Следить за соблюдением правил дорожного движе­ния призвана специальная дорожная полиция. В России эта организация называется Государственная инспек­ция по безопасности дорожного движения (сокращенно ГИБДД). Сотрудники ГИБДД занимаются выдачей но­меров на машины, дежурством на специальных постах, а также патрулированием городских улиц и загородных шоссе.

С первой половины XIX в. в Англии началось промы­шленное и транспортное освоение паровых двигателей. Строятся железные дороги и паровозы. По дорогам между городами пошли паровые дилижансы, что обес­покоило владельцев традиционных конных экипажей. Благодаря их усилиям английский парламент в 1861 г. принял законодательный акт — Закон красного флага. Теперь, по новым правилам, впереди каждого парового дилижанса, движущегося по улицам города, должен был идти человек с красным флагом (ночью — с красным фонарем). Это существенно ограничивало скорость пе­редвижения нового транспортного средства, а также снижало его шансы в борьбе за первенство, которая шла с конными экипажами и железнодорожным транс­портом. Закон красного флага был отменен только в 1896 г., когда в Европе уже стремительно развивалась автомобильная промышленность.

Первые в мире Правила дорожного движения были введены во Франции 15 сентября 1893 г. Кстати, первым их нарушителем была женщина, княгиня д'Юзес, кото­рая превысила скорость, проехав по Булонскому лесу на автомобиле со скоростью 13 км/ч. Уже на следующий год, 30 апреля 1894 г., градоначаль­ник Санкт-Петербурга генерал-лейтенант барон фон Валь В.В. подписал приказ, касающийся новых средств пе­редвижения: «Ввиду безукоризненно точного выполнения установленных мною правил для езды по городу... и отсутст­вия всяких неудобств и стеснений для движения экипажей по улицам, в чем я окончательно убедился во время чрезвы­чайно сильного и оживленного движения по Николаевско­му мосту, когда другие мосты по случаю ледохода были раз­ведены, — ныне я признаю возможным объявить во всеобщее сведение, что мною разрешается езда... за весьма незначительными исключениями, указанными в прилагае­мых при сем правилах, по всем вообще улицам столицы...»

В Санкт-Петербурге автомобилей еще не было, а пра­вила движения уже появились. Дело в том, что в начале 1890-х гг. в России, как и в Западной Европе, начался ве­лосипедный бум. По улицам столицы и в других городах России поехали одноместные двухколесные скороходы, или самокаты, как порой называли велосипеды. Прави­ла 1894 г. регламентировали их движение в городской среде и содержали следующие основные пункты: * Каждый велосипед при езде на нем по городу должен быть снабжен выданным на этот предмет из канце­лярии градоначальника номерным знаком, прикреп­ленным позади седла так, чтобы он не был закрыт сумкой или одеждой. Кроме того, обязательно иметь звонок, а с наступлением темного времени — за­жженный фонарь. Ф Быстрая езда по городу, и в особенности вперегонку, безусловно, воспрещается. Обгоняя пешеходов или экипажи, следует умерить ход и заблаговременно дать звонок. Огибать угол или пересекать улицы должно тихим ходом, давая звонок. * Едущие на велосипедах должны держаться правой стороны улицы, по возможности ближе к тротуару. При совместной езде велосипедисты должны ехать один за другим в расстоянии не менее одной сажени (чуть больше двух метров).

4 Езда на велосипедах должна быть останавливаемая по требованию полицейского, находящегося в наря­де, при ожидаемом проезде особ императорской фа­милии и во время крестных ходов, больших похорон­ных процессий и вообще в местах значительного скопления экипажей и публики. Во время езды по городу велосипедист обязан иметь настоящее разрешение при себе и предъявлять его по требованию полиции. Лица, виновные в нарушении сих правил, помимо административной или судебной ответственности, могут быть лишены права езды на велосипедах по городу временно или навсегда. Вполне разумные Правила с точки зрения организа­ции дорожного движения и безопасности, которые  во многом используются и до настоящего времени.

В столичном Санкт-Петербурге в 1895 г. городской управой было зарегистрировано 15 «механических эки­пажей», а в 1898 г. — около трех десятков «моторов», ко­торыми называли и автомобили, и мотоциклы, не делая еще принципиальной разницы между ними. В 1898 г. в Санкт-Петербурге вышла первая в России книга по автомобилизму Николая Песоцкого «Самодви­жущиеся экипажи с паровыми, бензиновыми и элект­рическими двигателями; экипажи с педалями. Описа­ние их устройства и действия». В книге, помимо описания работы и использования нового транспортно­го средства, даны правила движения в разных странах.

Городские власти быстро отреагировали на появле­ние моторных экипажей. 9 сентября 1898 г. градона­чальник Санкт-Петербурга подписал новые правила «О порядке пассажирского и грузового движения по го­роду Санкт-Петербургу на автомобилях», которые в ос­новном повторяли предыдущие и в дальнейшем коррек­тировались с учетом соответствующих Правил во Франции, Англии и других странах, но применительно к российским условиям. Вот как описывает в 1898 г. петербургский журнал «Самокат» особенности езды по столичным улицам (для восприятия колорита того времени в основном сохране­на стилистика и орфография повествования).

«Природа человека такова, что ему редко удается за­метить неудобства для кого бы то ни было, если это не­удобство не касается его самого. Лучшим примером тако­го отношения к нуждам других являются наши собратья по колесу. Немало пришлось пережить им душевных вол­нений и различных неприятностей, пока не достигли не­которых весьма необходимых прав езды по городу.

Из этого, конечно, не следует, что в настоящее время обладателям самоката удобно пользоваться практиче­ски, — еще очень много вопросов о наилучшем пользо­вании нашими улицами, находящимися в далеко не уте­шительном положении. Невский проспект, главная артерия всей городской жизни, или, вернее, сутолоки, особенно остается в памя­ти у всех самокатчиков, да и вообще у всех обывателей. При всей ширине Невского этот чудный проспект превратился в обыкновенную улицу обыкновенной ши­рины. Сузить широкий проспект оказалось довольно легко — для этого сделано следующее: посреди Невско­го проспекта проложены рельсы конки (городская железная дорога с конной тягой), причем езда по полотну конки запрещена всем экипажам, даже в том случае, ес­ли вся улица запружена экипажами. Уж если конка необходима, то незачем запрещать ез­ду по полотну ее в случае надобности, как это, например, нисколько не запрещается в Одессе. Затем суживает проспект отсутствие торцевой мостовой вдоль тротуа­ров, что заставляет экипажи держаться торцевой мосто­вой, оставляя свободное пространство около двух сажень (1 сажень = 2,1336м) шириной свободными у тротуаров.

Наконец, левая часть торцевой мостовой принуди­тельно остается свободной для собственных экипажей. К удивлению, некоторые полицейские чины старатель­но предлагают самокатчикам держаться правее послед­них, совершенно забывая, что последними правилами нам не только разрешается, но и предложено обгонять экипажи с левой стороны». Вот что пишет «Новое время» по тому же вопросу, но относительно дрожек (легкий открытый конный эки­паж) и экипажей: «Еще со времен бывшего градоначальника на петер­бургских улицах установлен особый порядок езды, уце­левший и до настоящего времени. Я говорю о подразде­лении всех экипажей на два разряда: собственным — предоставлена левая, всегда более свободная сторона улицы, а извозчичьим — правая, где благодаря числен­ному превосходству извозчиков приходится двигаться черепашьим шагом. Но дело, однако, тут не в экипажах, а в удобстве для публики, которую совершенно неожиданно тоже разде­лили на две части. Одни только потому, что лишены воз­можности держать своих лошадей, стеснены и идут ша­гом, а другие летят как стрелы.

Какому-нибудь купцу, откормленному биржевыми гешефтами и развалившемуся в коляске, дают дорогу, а скромные люди, обыкновенные петербуржцы вынуж­дены временами стоять на месте. Это какое-то недора­зумение, тут есть что-то совсем непонятное и весьма ес­тественно раздражает многих. Ни в одной столице Европы начиная с Парижа, где движение экипажей на улицах колоссальное, не приме­няется подобной классификации экипажей».

Думается, что не бесполезно и сейчас прислушаться к сути некоторых советов французского популяризато­ра автомобилизма Шарля-Луи Бодри де Сонье (1865— 1938). Вот некоторые из них:

 

1.             КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВОДИТЕЛЬ
Идеальный автомобилист должен заключать в себе

такое скопление разных достоинств и качеств, что я ни­когда не решусь перечислить их все... Надо быть полу­богом, чтобы считать себя вправе взяться за управление автомобилем. Но ведь каждодневно среди элегантных владельцев автомобилей... мы встречаем умы крайне да­лекие от божественности! Однако автомобили сущест­вуют и ездят.

 

2.             ИСКУССТВО УПРАВЛЯТЬ

Конечно, править автомобилем в прямом смысле это­го слова совсем не трудно. В этом отношении управле­ние автомобилем даже легче, чем хромой лошадью, так как лошадь хоть и хромая, но все же иногда обладает строптивым норовом и может испугаться, тогда как у автомобиля нет ни злости, ни нервов... Хороший руле­вой, в конце концов, чувствует, а не обсуждает.

 

3.             К СВЕДЕНИЮ НОВИЧКОВ

Счесть себя автомобилистом, лишь успев постичь на­чальные сведения трудного искусства управления авто­мобилем, это то же, что счесть себя пианистом, лишь научившись играть одним пальцем какой-нибудь про­стенький мотив.

 

4.             УДОБСТВО СИДЕНИЯ

Чтобы хорошо править автомобилем, необходимо, чтобы положение рулевого было согласованно с разме­щением частей машины и чтобы сидеть было удобно. Итак, рулевой, усевшись на свое место, чувствует себя свободно и вообще не встречает каких-либо неудобств, которые могли бы препятствовать изяществу управле­ния, зависящему от ловкости рулевого.

 

5.             ЗАБЛАГОВРЕМЕННОСТЬ

До предположенной поездки... машина должна быть заблаговременно вымыта, как это должно быть при каждом возвращении с поездки, и в ней должны быть заполнены в резервуарах: вода, масло, бензин, керосин (в фонарях), а также ацетилен и тавот. Самому рулево­му автомобиля необходимо быть в плотно прилегающей к телу одежде.

 

6.             ПОДГОТОВКА К ПОЕЗДКЕ

Рулевому следует быть у коляски приблизительно за полчаса до прихода седоков... ибо если мотор работает плохо, то есть время на исправление повреждения в мо­торе, и пассажирам не придется присутствовать при спектакле, состоявшем в том, что рулевой стремительно кидается то к пружинам клапанов, то к свечам, то к кар­бюратору, ввиду того что мотор отказывается тронуться с места как раз в момент наибольшего стремления всей компании выехать на простор.

 

7.             НАЧАЛО ПУТИ

Пассажиры расселись по местам, мотор вращается. Трогаемся теперь в путь. Тут трудность троякая: снятие  места без толчка, без шума и без медлительности. Сни­маться с места надо... увеличивая впуск газа параллель­но усилению сцепления. Сцепление должно быть посте­пенным — это одно из основных требований. Как только вы нажали педаль сцепления до отказа, вы долж­ны одним сухим толчком переставить рычаг перемены передач. Неуверенность или слабость движения в дан­ном случае предосудительны.

 

8.             ИСКУСНО КОМАНДУЙТЕ МАШИНОЙ

Всем автомобилистам приходится наблюдать то ка­жущееся обстоятельство, что легче переводить с низ­шей передачи на высшую, чем наоборот. Рулевой, сооб­ражающий, что он делает, переводит с высшей передачи на низшую с той же легкостью, как и обратно. Менять передачи одну вслед за другой так, чтобы быст­рота коляски увеличивалась или уменьшалась совер­шенно равномерно, пользуясь для этого не только пере­водом передаточных шестерен, но и газовой педалью, сцеплением, — в этом заключается высшее искусство командования машиной.

 

9.             НЕ ПРАВЬТЕ ДУРНО

Все, которым приходилось ездить на дурно управляе­мом автомобиле и которые наблюдают за происходящи­ми явлениями, заметили, что при переходе с низшей пе­редачи на высшую они ударялись о спинку сиденья, а при переходе с высшей передачи на низшую они кланя­лись мотору.

10.           МАНЕРА ВОЖДЕНИЯ

Ехать на автомобиле, управляемом таким-то руле­вым, бывает приятнее, чем в автомобиле, управляемом другим, несмотря на то что этот последний управляет хорошо и согласно самым строгим правилам... Со стороны можно по тому, как управляют коляской, заключить, каков характер рулевого: веселый или печальный, груб он или деликатен.

 

11.           ДОРОЖНАЯ СТОЙКОСТЬ

Рулевой должен легко переносить усталость, холод и жару. Ссадина не взволнует его, а мошка, попавшая ему в глаз, не заставит его забыть об управлении...

 

12.           СКОЛЬКО СТОИТ ТОРМОЖЕНИЕ

При каждом нажиме тормоза повторяйте: «Вот 10 су, вот 20 су, которые я рассыпаю по дороге!» Мысль об этом научит, вас торможению легкому и редкому. В иных случаях бывают и такие нажимы тормоза, кото­рые обходятся и по 100 франков каждый. Помните... что при каждом нажиме тормоза расплачивается ваш коше­лек... Тормозить редко гораздо труднее, чем налегать на тормоза при каждом повороте дороги.

 

13.           ПРОЕЗД ПЕРЕКРЕСТКОВ

На скрещении дорог ездоки больше всего рискуют своею жизнью и кошельком.

 

14.           УВАЖАЙ ПАССАЖИРОВ

Резкий нажим тормоза крайне нелюбезен по отно­шению к седокам... Надо не забывать: они лишь сидят на сиденьях, а не привинчены к ним. Поглощение энергии их движения (при резком торможении) происходит еще более первобытным способом, а именно — скольжени­ем по сиденью и столкновением седоков между собой и о стенки кузова.

 

15.           УВАЖАЙ ОКРУЖАЮЩИХ

Дурные качества правящего коляской: если он раз­дражается на сторожа шлагбаума; если он беснуется перед стадом, идущим посреди дороги (автомобиль никог­да не будет иметь возможность превратить коров в лас­точек, исчезающих при первом же звуке); если он не воздержан на язык с возницами; если он отвечает на бранные слова встречных; если он раздражается на ка­кую-нибудь часть механизма.

 

16. ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО ВОДИТЕЛЯ

Главное качество — это хладнокровие. Оно прочно только тогда, когда оно прирожденное. Обладать хлад­нокровием — это значит обладать достаточной властью над своими нервами, чтобы никакое впечатление не ус­коряло бы их действия, не разогревало бы кровь; чтобы сердце работало не быстрее обычного и не вызывало бы прилива крови к голове, приводящего к мозгу по крове­носным сосудам таранный удар, сбивающий момен­тально с толку. Быть хладнокровным — это значит все­гда и во всем оставаться господином над собой. Обладать хладнокровием — это не значит быть осто­рожно-боязливым. И тем более не значит быть безрас­судным смельчаком.

 

Недаром отмечают, что психологические качества и сознание человека отстают от быстрых темпов матери­ально-технического развития, поэтому поразительно свежо и актуально звучат незатейливые советы францу­за Бодри де Сонье. Их словесная легкость и смысловая глубина не могут оставить равнодушным современного автомобилиста. В 1904 г. в английскую палату общин был внесен спе­циальный доклад комиссии по разработке Правил для автомобилей. На 13 заседаниях этой комиссии рассмот­рено 28 различных мнений, внесенных управлениями (советами) графств, муниципальным советом, автомобильными клубами, комитетами железных дорог и ом­нибусов, фабрикантами автомобилей, обществом по улучшению дорог и другими организациями. Эти Правила касались прежде всего скорости и веса автомобилей. Так, максимальная скорость для автомо­билей, колеса которых не имели металлических и элас­тичных ободов, не должна превышать 18 км/ч, если средний вес на каждую ось более 3 т, но и не свыше 6 т. Если колеса имеют металлические ободья, то скорость не должна превышать 13 км/ч. Скорость ограничивает­ся 8 км/ч, когда вес на каждую ось превышает 6 т или когда автомобиль без груза весит более 3 т или же име­ет прицеп. Причем ширина автомобиля не должна пре­вышать 2,28 м.

В переломный для истории России 1917 год Времен­ным правительством утверждаются новые правила дви­жения, в которых отдельные разделы регламентируют движение различных категорий: пешеходов, конных подвод и ручных повозок, экипажей, трамваев, автомо­билей и мотоциклов. Как уже было ранее принято, автомобили и мотоцик­лы должны ехать по правой стороне улицы, а объезд со­вершать с левой стороны. По трамвайным рельсам езда разрешается только для обгона. Подъезжать к тротуару и стоять у него разрешается только по направлению движения. При встречах на перекрестках уступает дорогу тот, кто видит другой автомобиль или мотоцикл справа. При приближении к перекрестку, поворотам, трам­вайным остановкам, при выезде из дворов, подъемах на горбатые мосты, обгоне других экипажей и автомоби­лей и при трогании с места шоферы должны подавать предупредительные сигналы. Перед остановками, по­воротами или замедлением хода сигнал подается подня­тием руки.

Скорость в местах усиленного движения мотоциклов и грузовых автомобилей не должна превышать 15 верст в час, а легковых — 25 верст в час. На перекрестках, по­воротах, у трамвайных остановок, при выездах из ворот скорость понижается до 4 верст (1 верста = 1,0668 км). Езда с открытым глушителем в городе и клубами ды­ма от неисправного двигателя или некачественного топ­лива воспрещалась. Воспрещалось также оставлять без присмотра на улице автомобиль или мотоцикл с работа­ющим двигателем, а уходя от машины, снимать с нее ключи.

В Правилах (ПДД) 1917г. предписывалось, что всякий нару­шивший их отвечает перед законом независимо от того, является ли его нарушение опасным для других или только для него. Все должны подчиняться чинам мили­ции и особо назначенным для сего агентам для надзора за автомобильным движением.

Но в столице и в России уже бушевала революцион­ная смута. Вот как с горечью описывает состояние на улицах Петербурга редактор-издатель Андрей Платонович Нагель в одном из последних номеров своего жур­нала «Автомобиль», который выходил уже на газетных листках: «Когда с углов петроградских улиц исчезли внушительные фигуры городовых, замененные подо­зрительного вида милиционерами, у всех автомобилей открылись глушители, погасли номерные фонари и ис­чезли даже сами номерные знаки. Скорость автомоби­лей и хлопушек-мотоциклеток перешла пределы благо­разумия, увеличивая число автомобильных зверств». Начинался новый общественный строй с новыми Правилами дорожного движения, которые, как и воин­ские уставы, написаны кровью жертв. Сейчас привыч­ная аббревиатура ПДД содержит строгий и стройный свод предписаний, которые следует знать и соблюдать.

 
< Пред.   След. >
Page loaded in 0.125 seconds.