64. В мире машин. Концепт-кар. Версия для печати Отправить на e-mail

 

Концепт-карами называют автомобили, которые не просто встретить на городских улицах, ведь выпускаются они в весьма ограниченном количестве. Каждая извест­ная автомобильная фирма создает такие машины раз в несколько лет. Стоят они очень дорого, потому что вопло­щают в себе передовые достижения науки и техники. Обычно концепт-кары показывают на больших авто­мобильных выставках, но это просто выставочные об­разцы. По своим качествам они даже лучше многих дру­гих автомобилей, которые можно увидеть на улице или купить в автомобильном магазине. Но очень сложно сразу запустить в производство такие машины, потому что они собираются вручную лучшими инженерами и специалистами. И должно пройти время, чтобы научить обычных инженеров и рабочих их собирать. Только через несколько лет после того, как на вы­ставках люди впервые увидят концепт-кары, может на­чаться их выпуск на автозаводах, причем в упрощенном варианте, чтобы на них всем было удобно ездить.

 

Концепт-кары — это автомобили будущего. Однако бывают и исключения. Сейчас очень модно ездить на старинных автомобилях. Но восстанавливать старин­ные автомобили очень тяжело, и даже после этой тяже­лой работы они все равно остаются старыми и не очень надежными. Их можно показывать в музеях, а ездить на них все-таки трудно. Специально для любителей ста­ринных автомобилей конструкторы компании «Крайс­лер» сделали концепт-кар «Крайслер ПТ Круизер». Он так понравился всем, кто его увидел, что решили нала­дить производство этого автомобиля, который выглядит как старинный, но является быстрым и комфортабель­ным. Здесь верна поговорка: «Все новое — это хорошо забытое старое».

В мире существует много классов автомобилей, но, пожалуй, самым привлекательным из них является класс «Гран-Туризм» (GT). Это плоские, вытянутые го­ночные машины, окрашенные в яркие цвета. Предел возможной безопасной скорости достигается и на обыч­ных автомобилях, но почему-то именно машины класса GT так и манят к себе, заставляют провожать их взгля­дом, а если удается прокатиться на одной из них, то впе­чатление остается на всю жизнь. Среди них знаменитые «Феррари», «Ламборгини», «Пагани-Зонда». Казалось бы, уже достигнуто совершенство дизайна, формы, ли­ний, уже ничего лучше, изящнее не придумать, но нет! Каждый новый автомобиль в этом классе демонстрирует дерзкий полет фантазии создателей. Так получилось и с автомобилем «Ситроен-Озе». Кстати, по-француз­ски «озе» значит «дерзость».

Дизайн автомобиля «Ситроен-Озе» разрабатывался по заказу французского концерна знаменитой итальян­ской студией «Пинифарина». Той самой, которая при­думала большинство кузовов для легендарного «Ферра-ри». Но никакого сходства здесь не найдешь, облик дерзкого «Ситроена» абсолютно оригинален. Судите сами: кузов автомобиля представляет собой трехмест­ное купе, в котором водитель сидит посередине, а два пассажира по бокам и чуть-чуть сзади. Видели ли вы что-нибудь подобное? Но это еще не все чудеса. Води­телю не надо двигать собственное сиденье, чтобы при­нять удобное положение. Кресло неподвижно, но меня­ют свое положение руль и блок педалей. Коль скоро водитель в автомобиле сидит в центре, то и все приборы на панели расположены строго симметрично от центра. Прямо напротив водителя — монитор. Он соединен с видеокамерами, которые заменяют зеркала заднего ви­да. Если двигаться с максимальной скоростью, то все изображения на мониторе сливаются в пестрый калей­доскоп, но иногда на нем можно разглядеть удивленные лица водителей других машин, которые и в толк взять не могут, что это за инопланетянин их обгоняет.

Все оборудование салона самое современное, если не сказать космическое. Это пластик,   алюминий, углеводородные материалы.  Крупнотканый    серебристый текстиль выступает  в  контрасте с черной обкладкой руля. Сам руль тоже больше по­хож на штурвал кос­мического корабля, чем на обычную ба­ранку. Традиционно на всех машинах «Ситроен» использу­ется односпицевый руль. Но здесь нижняя спица поделена вдоль на две части. Слева и справа от руля, как две подзорные трубы, сгруппированы приборы.

На «Ситроене-Озе» отсутствуют двери в привычном понимании этого слова. Двери составляют единое целое с крышей и лобовым стеклом. Вся эта конструкция на­поминает скорее огромный стеклянный колпак. Для проникновения в салон надо его поднять, и тогда он за­фиксируется на газовых упорах. Поэтому войти в ма­шину и удобно расположиться в ней можно без про­блем, но вот вылезти сложно. Дело в том, что привычным движением нельзя использовать руль в ка­честве опоры — он расположен посередине! Однако та­кое интересное и прозрачное решение дает водителю невероятный обзор — практически 270°.

Внешний облик машины явным или неявным обра­зом постоянно подчеркивает свою родословную. Ос­новная эмблема компании «Ситроен» продублирована сзади. И еще некоторые линии машины повторяют ле­жащие носиком вниз кавычки — фирменный знак «Си­троена». Узкие задние фонари и чешуйчатая задняя часть крыши подчеркивают стремительность автомоби­ля и делают правомерным сравнение с какой-нибудь хищной рыбой.

Двигатель заимствован у серийного автомобиля «Ситроен-С8», его мощность равна 200 л. с. Использование стандартного агрегата вселяет надежду, что «Ситроен-Озе» может стать прототипом хотя бы для мелкосерий­ного производства. Двигатель расположен в централь­ной части машины, за сиденьями, а привод только на задние колеса.

Вместо обычного замка зажигания в «Ситроене-Озе» используется красная кнопка. Нажал на нее — и двига­тель начал работать, как будто двести лошадей разом зашелестели гривами. Управление автоматической ко­робкой осуществляется с помощью рычажков, располо­женных под рулем. Все остальные функции управления тоже сосредоточены на подрулевых переключателях и самом руле.

Длина гоночной машины составляет 4150 мм, шири­на — 1895 мм, а высота вместе с колпаком всего 1156 мм. Колесная база у автомобиля достаточно небольшая — всего 2650 мм, но зато огромный передний свес.

Ходовая часть автомобиля, как и двигатель, заимство­вана у серийных автомобилей «Ситроен». Это значит, что при желании и при наличии спроса можно будет на­ладить производство «Озе», но пока это чудо существу­ет только в двух экземплярах.

Хотелось бы подчеркнуть некоторые именно фран­цузские черты нового суперкара. Несмотря на то что разработка облика проходила в итальянском дизайнер­ском бюро, она осуществлялась под строгим контролем инженеров компании «Ситроен». В результате в авто­мобиле минимизировано количество стыков кузовных панелей и практически отсутствуют внешние декора­тивные элементы. Такая обнаженность демонстрирует стремительность и легкость, присущую именно фран­цузскому дизайну.

Очередной концепт изготовил и концерн «Даймлер-­Крайслер». Этот автомобиль положит начало новому классу легковых автомобилей, который давно и настойчиво требуют выпустить американские представители нижнего слоя среднего класса. Их лозунг можно сфор­мулировать примерно так: «Нам надоело экономить деньги на красивом дизайне, чтобы выгадать в динами­ке, и, наоборот, покупать броские, но малосильные ма­шины». Значит, пришло время соединить приятное с по­лезным, решили конструкторы концерна «Даймлер­Крайслер» и создали концепт ESX3. Он заслуживает похвалы и за ходовые характеристи­ки, и за необычный дизайн. Как можно догадаться по индексу «3» в его названии, концепт возник не на пус­том месте.

В третью модификацию экологически чистой маши­ны инженеры вложили весь опыт, приобретенный за время работы над концептами «Додж-Интрепид ESX» и ESX2. Эти модели увидели свет соответственно в 1996 и 1998 гг. По сравнению с предками концепт ESX3 экономнее расходует топливо, меньше отравляет воз­дух и стоит гораздо дешевле. Это говорит о том, что концерн «Даймлер-Крайслер» полным ходом выполня­ет американскую государственную программу «Парт­нерство ради нового поколения автомобилей» (сокра­щенно PNGV). Ее цель — создание доступного, безопасного и сверхэкономного семейного автомоби­ля, в котором солидный стиль будет сочетаться с высо­кой технологией. На примере ESX3 инженерам удалось доказать, что при создании машины не обязательно идти на большие расходы ради повышения ее качества.

Действительно, как обнаружили инженеры, легкие алюминиевые конструкции могут крепко удерживать кузовные панели из термопластика. Но достоинство «крылатого металла» не только в надежности. Благодаря алюминиевому каркасу кузов концепта поддается пере­работке на 80%. Кстати, термопластик, из которого сделан кузов кон­цепта, изготовлен по специальной технологии, что по­зволило значительно уменьшить вес и стоимость маши­ны — ESX3 весит всего 1020 кг. При этом концепт соответствует всем федеральным стандартам безопас­ности, а его просторный и удобный салон ничуть не ус­тупает «жилым помещениям» современных семейных седанов.

Машина с гибридной установкой сегодня стоит на­много дороже равносильной машины с бензиновым двигателем. Поэтому сверхсовременные «гибриды» не­легко продвигаются на автомобильный рынок Соеди­ненных Штатов, где цены на бензин остаются низкими. Там сейчас даже повышается спрос на прожорливые мини-вэны, грузовые пикапы и внедорожники. Но в Европе и Японии цена бензина доходит до пяти долларов за галлон, то есть примерно до полутора долла­ров за литр. Из-за этого европейские потребители все чаще посматривают на диковинные «гибриды».

Полное переосмысление электронных и технических систем концепта позволило снизить на несколько фун­тов вес его электроники. В то же время концепт приоб­рел эргономичные органы управления, панель прибо­ров, диагностические индикаторы. Обещанные американским правительством налого­вые льготы должны упростить путь «гибрида» на рынок. В автосалонах «гибрид» производства «Даймлер-Крайс­лер» появится уже через три года. Правда, для этого ин­женерам придется еще поломать голову над новой трансмиссией. В своем концептуальном виде она не пригодна для серийного производства. Концепт ESX3 получил так называемую граненую внешность, которая в свете последних представлений о кузовном дизайне кажется просто нахальством. Зато плоскостные формы корпуса подчеркивают авангардность скрытых  под ним технологий. Многогранные углы ESX3 подчеркивают острый характер ав­томобиля.   Они   со­здают  то самое структурное   впечатле­ние,  которое,  по  мнению разработчиков,  станет осно­вой дизайна в следующем веке.

Легко заметить, что граненые хвостовые огни напо­минают плавники «Крайслеров» конца 1950-х гг., но са­мая вычурная деталь концепта — его длинное заднее стекло, которое отвесно обрывается на уровне спинок задних сидений. Дизайнеры специально придали стек­лу такую форму, чтобы оно изящно описало простран­ство для пассажиров. Повернуть стекло под прямым уг­лом было решено даже вопреки требованиям аэродинамики. Салон концепта обит серой кожей и тканями жем­чужного цвета. В конструкции сидений использованы легковесные материалы. Повышена эффективность си­стем нагрева, вентиляции и кондиционирования. Кнопки и переключатели для управления климатом и радиосистемой уступили место интерактивному дис­плею, который вмонтирован в центр приборной панели. Часть кнопок управления вынесена на рулевое колесо. Зеркала заднего вида интегрированы в передние стойки. Система линз транслирует водителю картинки заднего вида, четкость которых не зависит от погодных условий.

Удалось привести в замешательство автомобильный мир создателям машины «Ринспид-Престо». В своем обычном, сложенном состоянии автомобиль не достигает в длину и 3 м. В нем, кроме водителя, может уместить­ся всего один пассажир на переднем сиденье, но стоит нажать на кнопку, как автомобиль начинает расти, зад­ние колеса отъезжают, кузов растягивается, как мехи у гармошки. В растянутом виде автомобиль уже похож на полноценный седан-кабриолет. Теперь от заднего до пе­реднего бампера — 3,7 м. На дополнительном месте, об­разованном такой растяжкой, с комфортом умещаются еще два пассажира, а можно, как в пикапе, уложить ту­да довольно большое количество груза.

Создателем этого чуда техники является известная своими экстравагантными автомобилями швейцарская компания «Ринспид». Интерес публики к этому кон­цепт-кару на Женевском автосалоне был настолько ве­лик, что именно он стал хитом прошедшего шоу. Для процесса растяжения и сжатия в шасси «Ринспи-да-Престо» встроен электромотор. При его запуске на­чинают раскладываться пол и сиденья, задние бокови­ны сдвигаются и вместе с ними отъезжает задняя ось. Длина автомобиля может быть либо максимальной, ли­бо минимальной, никаких промежуточных вариантов не предусматривается. Разработчики утверждают, что обилие промежуточных размеров очень усложняет уп­равление машиной, а самое главное — снижает безо­пасность. Но для того чтобы поразить воображение ок­ружающих, и двух положений вполне достаточно.

Очевидно, что сжатие и растяжение может произво­диться только на стоянке. Если на задних сиденьях на­ходятся пассажиры или груз, то электромотор блокиру­ется, так что даже случайно пострадать от «гармошки» «Престо» невозможно. Свои цели разработчики объяс­няют просто: «Многие мечтают об универсальном авто­мобиле. Пожалуйста, вот он. Безусловно, он пока доро­же, чем многие серийные образцы, но явно дешевле, чем два автомобиля сразу. А попробуйте припарковать­ся в центре города на обычном автомобиле, если вы всей семьей приехали, скажем, в театр или кино! Это почти невозможно. А на «Престо» — без проблем! Пассажиры с задних сидений уже бегут занимать лучшие места в кинозале, а водитель одним движением укорачивает машину и ставит ее у любого столба. Или, например, ес­ли вы путешествуете вдвоем, вам в пути нет необходи­мости использовать длинный вариант автомобиля. Но если вы захотите переночевать в машине, то чудесным образом растягиваете ее и получаете два полноценных спальных места».

В качестве силового агрегата машина оснащается 120-сильным турбодизелем, позаимствованным у «Мерседеса» класса «А». Двигатель работает на смеси дизельного топлива и природного газа, что обеспечи­вает максимально низкий выхлоп. Таким образом, ма­шина обладает еще одним достоинством, которое на фоне ее неординарного дизайна теряется, но никак не умаляется.

Ведущие колеса, естественно, передние, привод осу­ществляется через пятиступенчатую автоматическую коробку. Колеса выглядят непривычно огромными для такого небольшого, особенно в сложенном состоянии, автомобиля. Размер литых дисков — 17 дюймов, а обуты они в низкопрофильные покрышки. Скоростные харак­теристики у этой игрушки вполне взрослые. Максимальная скорость — 180 км/ч, а разгон до сотни проис­ходит всего за 10,5 сек.

Передние фары, как и двигатель, взяты с «Мерседе­са», и эти заимствования не случайны. Концерн «Дайм­лер-Крайслер» принимал активное участие в разработ­ке и проектировании «Ринспида-Престо». Задние же фонари совершенно необычны. Кроме традиционной световой индикации, на них еще предусмотрены бук­венные обозначения. Например, нажимает водитель на тормоз, а сзади загорается надпись «STOP». Пока речь не идет о серийном выпуске таких автомо­билей — для этого нужно получить массу технических сертификатов. Однако это не значит, у что «Престол-гармошки нет будущего.

 
< Пред.   След. >
Page loaded in 0.082 seconds.