Главная arrow Статьи о Ретро Авто arrow Все об автомобилях arrow 60. В мире машин. Водительские права.
60. В мире машин. Водительские права. Версия для печати Отправить на e-mail

 

Первое, что спрашивает каждый инспектор, который останавливает водителя на дороге, — это водительское удостоверение. Но далеко не каждый инспектор знает интереснейшую историю возникновения автомобильных прав. Самые первые водительские права получил изобретатель моторизованной коляски Карл Бенц более ста лет назад, в 1888 г. Можно сказать, что водительское удостоверение является ровесником автомобиля. По этому первому в своем роде документу Карлу Бенцу не разрешалось разгоняться до скорости более 12 км/ч на открытой местности и более 6 км/ч в городе. Первым американцем, получившим права, был, конечно же, Генри Форд. Власти удостоили его такой чести в 1896 г.

 

В начале XX в. в мире насчитывалось уже около 90 тыс. автомобилей, и во многих странах задумались о едином документе. Сначала экзаменов не было, считалось, что управлять автомобилем легче, чем конным экипажем. Такое легкое получение водительских прав приводило к большому количеству аварий, и в 1909 г. двадцать стран подписали специальный документ, в котором говорилось о том, что все водители должны сдавать экзамены.

В 1910 г. в Москве была открыта школа шоферов. Чтобы получить права, надо было предоставить фотографию или рисунок своего авто. Кроме того, надо было хорошо знать правила дорожного движения, водить автомобиль, разбираться в его устройстве и уметь его ремонтировать. Если водитель нарушал какое-нибудь из правил дорожного движения, права отбирали — и все испытания надо было проходить заново.

Специальной автомобильной инспекции тогда не было, и роль дорожных инспекторов выполняли городовые.

После революции 1917г. автомобильные курсы стали открываться во многих городах. Все желающие могли после обучения получить права, но они были действительны только в том городе, в котором были получены.

Потом появилась водительская книжка, в которой ставили специальные отметки с названиями городов, в которых с этими правами можно было ездить.

С 1935 г. права приняли вид удостоверения с фотографией владельца. Удостоверения могли быть профессиональными и любительскими. В профессиональных правах отмечалось, какими видами автомобилей разрешено управлять их владельцу. Владельцам любительских прав разрешалось управлять только легковыми автомобилями.

В 1960 гг. появились права, в которых четко были обозначены категории:

категория «А» — разрешает управление мотоциклами;

категория «В» — легковыми автомобилями и маленькими грузовиками;

категория «С» — грузовыми автомобилями;

категория «D» — автобусами;

категория «Е» — большими грузовыми машинами с большим прицепом.

К правам прилагался талон нарушений, который инспектор при нарушении правил компостировал специальным дыроколом. После получения трех дырок права отбирали. Потом решили, что это слишком строго, ведь инспектор может быть несправедливым или просто ошибаться, а из-за него могут пострадать невинные люди. Тогда талоны отменили. Но уже в начале 1990-х гг. появились аналогичные талоны. В них не пробивали дырки, а вписывали штрафные баллы. За каждое самое малейшее нарушение полагалось какое-то количество баллов. Если их набиралось 15 в течение одного года, то водитель обязан был пересдавать экзамены по правилам дорожного движения. Штрафные баллы тоже вскоре отменили, но талоны оставили. Если инспектор по какой-то причине не хочет взять штраф с нарушителя на месте или водитель не согласен с инспектором, права отбираются, а вместо них остается этот талон. Потом водитель должен заплатить штраф в сберкассу и прийти в отделение милиции за своими правами.

Сейчас наступает век пластиковых карточек, и с 1993 г. новое водительское удостоверение стало выглядеть как маленькая карточка с цветной фотографией владельца или как большая карточка с черно-белой фотографией. Талоны по-прежнему сохранились. С 2001 г. старые права стали недействительны, и все водители обязаны их в срочном порядке поменять. Новые права, как и старые, не являются международными, и если водитель надолго собирается за границу, то он должен на это время их поменять. На территории России международные права недействительны.

 
< Пред.   След. >
Page loaded in 0.035 seconds.