58. «Шкода» Версия для печати Отправить на e-mail

 

История известного завода начинается в 1894 г., ког­да Вацлав Клемент приобрел у некоей госпожи Клигов-цовой велосипед. Через некоторое время из-за поломки он обратился в филиал дрезденской фирмы «Шейдел и Науманн» в городе Усти-над-Лабе с просьбой прислать ему новую деталь взамен сломанной. Ответ не заставил себя ждать. В письме было написа­но следующее: «Если Вы надеетесь на получение отве­та, излагайте Вашу просьбу на понятном нам языке. Пер Шейдел и Науманн Форстер. Ауссинг. 9.7.1894 г.». Неизвестно, что больше оскорбило Вацлава Клемен­та — то, что его не поняли, когда он написал письмо на чешском языке, или то, что чешский город Усти-над-Ла­бе назвали на немецкий лад — Ауссингом.

 

Он разозлился и открыл собственное предприятие по ремонту велосипедов. В то же время у него появился компаньон — продавец книг Вацлав Лаурин. Именно он в скором времени настоял, чтобы от ремонта велосипе­дов они перешли к выпуску новых. Первый велосипед под названием «Славна» появился в 1896 г. А еще через два года произошел такой случай: во время одной коммерческой поездки во Францию Вацлав Клемент приобрел в Париже мотоцикл братьев Вернер. Мотоцикл не был совершенным ни по качеству, ни по техническим характеристикам. Два Вацлава быст­ро его перепроектировали и создали собственную кон­струкцию.

Она получилась настолько удачной, что в 1899 г. анг­лийская фирма «Хевестон» закупила для британского рынка 150 мотоциклов. Весьма любопытна история появления логотипа фир­мы. Он менялся много раз, и у каждого изменения были свои причины. В самом начале при выпуске велосипедов использо­валось патриотическое название «Славна». Это слово использовалось в качестве названия марки мотоциклов. В 1903 г. на трехколесных экипажах появилась эмбле­ма «Лаурин и Климент».

Эмблема «L&K» оставалась на решетке радиатора ма­шин из Млада-Болеслава до 1926 г., когда на новых про­дуктах компании в соответствии с соглашением о годич­ном сотрудничестве со «Шкода Компани» из города Пльзень стали устанавливать только эмблему «Шкода».

Существует весьма загадочная история, рассказыва­ющая о происхождении знаменитой крылатой стрелы, которая до сих пор является центральной частью эмбле­мы «Шкода». Принято считать, что идея принадлежит Т. Магличу, коммерческому директору «Шкоды», которого вдохно­вил внешний вид одного из слуг, работавших в семье Шкода, индейца, которого глава компании Йозеф Шко­да привез из деловой поездки в Америку.

В период между 1915 и 1920 гг. Маглич был увлечен разработкой эмблемы, в которой было стилизованное изо­бражение головы индейца с головным убором с круглой застежкой и пятью перьями. Слово «индеец» в 1920-х гг. часто было синонимом нового. Но, к сожалению, изо­бражение головы индейца примерно в это же самое время использовалось в эмблеме другой фирмы — «Понтиак».

15 декабря 1923 г. в конторе, занимавшейся регистра­цией изобретений и моделей в городе Пльзень, были за­регистрированы две защищенные версии торговой мар­ки. На первой была изображена крылатая стрела с пя­тью стилизованными перьями и словом «Шкода» внутри круга, на второй — крылатая стрела с тремя пе­рьями. Острие стрелы на обоих вариантах смотрит вправо.

Первая версия начала использоваться в 1924 — 1925 гг., затем она стала основной и практически без изменений дошла до наших дней.

Самым распространенным объяснением элементов, входящих в состав эмблемы, является следующее: боль­шой круг символизирует глобальное и безукоризнен­ное производство, земной шар, мир; шестеренка или крыло — технический прогресс, модельный ряд, прода­жи по всему миру; стрела — современные методы про­изводства, качество продукции; маленький круг или глаз — точность производства, техническую осведом­ленность, дальновидность. Именно такое объяснение дают в музее фирмы в городе Млада-Болеслав.

Но вернемся, собственно, к истории фирмы...

1907 г. — выпуск представительского автомобиля FF, заслужившего на Парижском автосалоне титул подлин­ной жемчужины инженерного искусства.

1913 г. — компания приобрела фирму РАФ и начала выпуск бесклапанных двигателей конструкции Найта.

1925 г. — фирму приобрел Карл Левенштайн, так она вошла в состав машиностроительного концерна «Шкода». До 1929 г. автомобили в Млада-Болеславе выпускались под старой маркой.

1926 г. — выпуск представительского автомобиля «Шкода-360».

1929 г. — марку «Лаурин/Клемент» сменила марка «Шкода».

1930-е гг. — автомобили компании распространяют­ся по всему миру. Выходят популярные модели «Фаво­рит», «Рапид» и др.

1933 г. — начало производства модели «420», улуч­шенной модификацией которой стала модель «Попью-лар».

1940 — 1945 гг. — компания переходит на выпуск во­енного снаряжения.

1946—1959 гг.— выпуск массовых моделей: «440», «Спартак», «Октавиа», «Филица».

1959 г. — начало строительства нового завода. Через пять лет предприятие становится самым большим инду­стриальным комплексом в Чехословакии.

1990 г. — компания переходит под контроль группы «Фольксваген».

1994 г. — выпуск нового поколения модели «Филица».

1997 г. — начало выпуска нового поколения «Окта­виа».

1999 г. — на автосалоне во Франкфурте была показа­на модель «Фабиа».

 
< Пред.   След. >
Page loaded in 0.046 seconds.