53. «Фиат» Версия для печати Отправить на e-mail

 

«Фиат» — транснациональная корпорация, в состав которой, кроме автомобильных фирм («Ланца», «Фер­рари», «Альфа-Ромео», «Абарс», «Юник», «Магирс», «Дойч», «Пегасо», «Брауд», «Хестон», «Форд», «Нью-Нолланд», «Аллис»), входят и фирмы неавтомобильного направления.

1889г. — инженер Джованни Баттиста Чейрано заключает договор с группой туринских предпринимателей и финансистов о создании фирмы по производству автомобилей. До этого у Чейрано была небольшая фирма по выпуску велосипедов.

1892г. — изготовлен прототип первого автомобиля «Веллайс», который разработал Аристид Фаччиоли. В этом же году регистрируется фирма «Фабрика Италиана ди Аутомобили Торино» (Ф.И.А.Т.), которая покупает компанию «Чейрано». Первыми руководителями новой фирмы стали предприниматель Джованни Аньелли, граф Карло Бискаретти ди Руффиа, финансист Эммануэле Брикеразио. Во вновь созданную фирму переходят многие сотрудники Чейрано: конструктор Фаччиоли, гонщик Феличе Наццаро, техник Винченцо Ланца. Первым ФИАТом стал автомобиль, построенный еще у Чейрано, но с 2-цилиндровым оппозитным двигателем мощностью 3,5 л. с., расположенным сзади. Ему дали имя «Корсо-Данте 35» (3.5PS).

1901г. — ФИАТ меняет расположение двигателя, устанавливая его вперед. Первой такой моделью стала 8PS, которая оснащалась трехступенчатой КПП и механическими тормозами на приводе и задних колесах.

1902г. — инженер Энрико создает автомобиль с более мощным 4-цилиндровым мотором объемом 4,2 л, очень похожий на «Мерседес». Джованни Аньелли побеждает в гонках на приз «Гиро де Италиа Аутомобилистико», положив тем самым начало гоночной славе ФИАТа.

1903  г. — изготовлен первый грузовик марки ФИАТ.

1904 г. — на выпускаемых автомобилях деревянную раму заменяют стальной, а сцепление практически копируют с «Мерседеса». В этом же году выпускается небольшая партия роскошных автомобилей с 4-цилиндровым двигателем объемом 10 л и мощностью 60 л. с., с трансмиссионным тормозом и водяным охлаждением. ФИАТ добивается больших успехов в гонках, в кото­рых участвовуют как серийные, так и специально скон­струированные машины. Примером может послужить модель 75PS с объемом двигателя 14 112 см3, созданная для участия в розыгрыше Кубка Гордона Беннета.

1906г. — в названии фирмы исчезают точки между буквами Ф. И. А. Т. Отныне официальное название фирмы — «Фиат». В этом же году компания начинает работу над автомобилем, который мог бы перевозить более 4 пассажиров и 100 кг багажа.

1907г. — «Фиат» выпускает первую машину с 6-цилиндровым двигателем объемом 11 л и пневматическим стартером. Выпущена модель 130PS, выигравшая Гран-при Французского автомобильного клуба.

1910—1912 гг. — «Фиат» начинает выпуск серии авто­мобилей «Тип 1-6», отличающихся объемами двигателя.

1912г. — выпуск модели «Зеро», которая получает широкое распространение.

1913г. — появляются модели с очень большими объемами двигателей, как, например, рекордные модификации S74 и S76, последняя имела 4 цилиндра общим объемом 28 л.

1919 г. — после войны другие компании заимствова­ли технологию «Фиата» по изготовлению гоночных ав­томобилей. Этому способствовал, в частности, уход Джано и Бертарионе, которые одними из первых при­менили компрессоры в двигателях гоночных машин в компаниях «Альфа-Ромео» и «Санбим». Все серийные модели получали порядковые номера от 501 до 525 в произвольном порядке. В этом году «Фиат» начинает выпуск первой послевоенной серийной модели «501».

1921г. — в это время ответственность за долгосрочное планирование переходит от Джованни Энрико, продолжателя дела Фаччиоли, к таким знаменитым людям, как Карло Кавалли, Транквилло Зерби и Джулио Чезаре Каппа. После первых экспериментов с компрессором появился необычный автомобиль, имевший 12-цилиндровый V-образный двигатель, который при объеме одного цилиндра 1,5 л имел мощность 187 л. с. и максимальную скорость 240 км/ч. В этом же году «Фиат» налаживает производство сложной и дорогой модели «520» «Суперфиат» с 12-цилиндровым двигателем объемом 6,8 л, которая, к сожалению, не была принята покупателями: с 1921 по 1923 г. было изготовлено всего 30 таких машин.

1922г. — несмотря на провал «Суперфиата», компания повторяет попытку завоевать место в производстве престижных машин, выпустив модель «519», которая выпускалась до 1929 г.

1925 г. — происходит резкий рост объема производства: если во время войны было изготовлено всего 35 тыс. автомобилей, то в 1925 г. благодаря использованию конвейеров на современном заводе «Линготто» было произведено 40 тыс. машин при численности работающих всего 20 тыс. человек. Классическим примером подъема производства может служить модель «509». Это был дешевый и удобный автомобиль. Только в 1925—1929 гг. было изготовлено 90 тыс. экземпляров этой модели. Техническим новшеством модели «509» было верхнее расположение распределительного вала.

1926г. — происходит обновление некоторых моделей: на базе «501» и «502» создается «503», а «510» сменяет более мощная «512».

1927г. — начинается выпуск более комфортабельной модели «521», которая стала первым автомобилем «Фиат» с гидравлическим приводом тормозов. Руль у этой модели располагался слева, также устанавливалось катушечное зажигание.

1929 г. — на смену модели «509» приходит более мощ­ная модель «514», которая не имела коммерческого ус­пеха, хотя немецкая фирма НСУ купила лицензию на ее производство и выпускала под маркой «НСУ — Фиат».

1930-е гг. ознаменованы выпуском моделей «515» и «522», каждая из которых имела различные модифика­ции. В этом десятилетии благодаря работам Фессии и молодого Данте Джакозы изменилось направление тех­нических разработок.

1932г. — началось массовое производство недорогой модели «508-Балилла», названной в честь молодежной фашистской организации Италии.

1933г. — на смену моделям «522» и «524» пришла «518-Ардита».

1934 г. — появляется более мощная версия «518» — 6-цилиндровая модель «527-Ардита».

1934г. — на автомобильной выставке в Милане была представлена модель, в которой были применены технические новинки: центральная трубчатая рама, аэродинамичный кузов, независимая подвеска передних колес системы «Дюбоне», а также верхнеклапанный двигатель.

1935г. — появляется малолитражка «Фиат-500 Тополино».

1936г. — на рынок выходит обновленная 508S.

1938г. — до этого времени основной продукцией компании были малолитражки. Выпустив в этом году роскошный лимузин «2800», «Фиат» доказал, что способен делать и более престижную продукцию.

1939г. — на замену модели 508S приходит модель «1100». Внешнее отличие этих моделей было в передней части, которая у «1100» как бы рассекала воздух. Годом позже появляется модификация 1100В, у которой был тот же кузов, но более сильный двигатель и регулируемая рессорная подвеска задних колес. Модель производилась до 1948 г. Во время Второй мировой войны компания занималась в основном выпуском военной продукции.

1945 г. — послевоенное время было нелегким для «Фиата»: необходимо было выполнить большой объем ремонтных работ на заводах, требовалось найти новых клиентов. В это время умирает один из руководителей компании — сенатор Джованни Аньелли. Его сын Эдуардо погиб 14 июля 1935 г. в авиационной катастрофе, племянник Джанни был еще слишком молод. Поэтому Джованни Аньелли сделал своим преемником Витторио Валетту. При поддержке Гауденцио Боны, Гайаля де ла Шене и других тому удалось после Второй мировой войны создать новый «Фиат». Основа успеха была заложена ра­нее. В Мирафьори был построен новый завод. Несмотря на относительно невысокие корпуса, его производст­венные площади были больше, чем у громадного «Линготто» с его пятиэтажными зданиями. Завод в Мирафь­ори проектировался еще в 1930-е гг., в 1950-е и 1960-е гг. он неоднократно расширялся. В нескольких километрах от Мирафьори «Фиат» построил также комплекс «Ривальта». Но на этом децентрализация производства не закончилась. Вскоре был открыт новый крупный завод на юге Центральной Италии. Производимые в это время модели представляли собой модернизированные дово­енные машины, например «500 В и С», «1000 В и Е» и «1500 В и Е».

1948г. — появился совершенно новый автомобиль «Фиат-1400». Его несущий кузов был спроектирован фирмой «Пинифарина». Дизайн навеян моделью «Цизиталия-Берлинетта», которую «Пинифарина» создала из деталей «Фиат-1100». В «1400» было множество технических и конструктивных новшевств (взять хотя бы короткоходный двигатель — диаметр цилиндра и ход поршня 82x55 мм). Она положила основу разработке нового дизайна для автомобилей компании. На этой модели был впервые установлен дизель.

1950 г. — появляется модель «1900». С этого времени тип машины обозначался в соответствии с объемом двигателя.

1952г. — на рынок поступает спортивный автомобиль V8, первая модель компании с независимой подвеской всех колес, которая производилась малыми сериями. Кузов для этой модели разрабатывала фирма «Гиа».

1953г. — обновляется довоенный «1100», новая модель получает название «Нова-1100» и имеет несущий узов. До 1959 г. было изготовлено 250 тыс. таких автомобилей.

1955 г. — послед­нюю серию «500S-Тополино» сменила модель «600», при­несшая «Фиату» еще большую известность

1957 г. — продолжая линию производства малолит­ражных автомобилей «Фиат» выпускает модель «Нова-500». За 15 лет было выпущено более 3 млн. машин.

1959 г. — модель «1800-2300» была впервые представ­лена на выставке в Женеве. Кузов для «1200-Кабрио» был сконструирован на фирме «Пинифарина». Компа­ния произвела свыше 15 тыс. машин этой модели.

1961 г. — появляется семейство заднеприводных мо­делей с 4-цилиндровыми (1300— 1500 см3) и 6-цилиндро­выми (1800 — 2300 см3) двигателями, которые сконструи­ровал Аурелио Лампреди, бывший технический руково­дитель «Феррари».

1964 г. — на базе модели «600» создается «850». К «Фи­ату» присоединяется компания «Аутобианчи», хотя офи­циальный договор о слиянии вступает в силу в 1967 г.

1966г.— появляется модель «124»,  впоследствии тавшая прообразом первого советского массового автомобиля ВАЗ-2101. В этом же году производятся модели «Дино-Спайдер» и «Дино-Купе».

1967г.— начинается произвоздство седана «125». Слегка видоизмененный вариант этой модели через некоторое время стали собирать в Польше под маркой «Польский Фиат». Параллельно некоторое время выпускаются модели 1500L, 1800В, «2300».

1969 г. — «Фиат» присоединяет к себе фирмы «Лан-ца» и «Феррари». В этом же году состоялась эпохальная для компании премьера первого переднеприводного автомобиля модели «128». Эта концепция, автором ко­торой был Данте Джакоза, уже применялась компани­ей «Аутобианчи», входившей в состав «Фиата». Джако­за был первым, кто применил эту компоновку для мало­литражных автомобилей. В этом же году проходит демонстрация мощного, комфортабельного седана «130».

1971г. — концерн выпускает очередную переднеприводную модель «127» с поперечным верхнеклапанным 4-цилиндровым двигателем. Модернизируется модель «128», она становится более просторной.

1972г. — на смену «124» приходит модель «131-Мирафиори», названная в честь головного завода в Турине. Этот седан с более современным дизайном выпускали в различных комплектациях. В продажу поступила его спортивная версия «Абарс» для дорожных гонок и ралли с форсированным мотором, независимой подвеской задних колес и 5-ступенчатой коробкой передач. В этом же году запускается в производство очередная малолитражка «126».

1973г. — компания решает запустить в серийное производство комфортабельный и дорогой «Фиат-132» с   4-цилиндровыми   двигателями   объемом    1585   и 1995 см3,  но крупномасштабный выпуск автомобиля такого класса оказался преждевременным.  Начато  производство двухместного автомобиля XI/9.

1978 г. — запускает­ся   в   производство модель «Ритмо».

1980 г. — «Фиат» приступает к реали­зации новой про­граммы, первенцем которой стала малолитражка «Панда» с подчеркнуто уг­ловатыми формами.

1983г. — в январе компания представляет модель «Уно».

1984г.  — на базе «Ритмо» появляется седан «Регата».

1985г. — на смену устаревшему «132» пришел переднеприводный седан «Крома», ставший результатом совместной деятельности фирм «Фиат», «Ланца», «Сааб». На этой модели использовались рядные 4-цилиндровые бензиновые двигатели, в том числе и с турбонаддувом, а также дизельные моторы. Многие детали шасси «Крома» были идентичны деталям машин «Ланца-Сема» и «Сааб-9000».

 
< Пред.   След. >
Page loaded in 0.025 seconds.