28. «Кадиллак» Версия для печати Отправить на e-mail

 

«Кадиллак» — английское произношение фамилии француза Антуана де ля Мот Кадийяка. Французский офицер и колониальный администратор Антуан де ля Мот Кадийяк, рожденный в Гаскони, в 1697 г. предста­вил королю Франции Луи XIV план торгового центра на северо-западе США. С одобрения короля он основал во­енный форт Понтчартрайн (теперь Детройт) в 1701 г. Отсюда и появилось название фирмы...

Но, собственно, «Кадиллак Мотор Кар Дивизен» к этому французу никакого отношения не имеет. Основал автомобильное производство Генри Лиланд в 1909 г. Чтобы понять, кто был основателем фирмы, нужно чуть больше углубиться в историю.

Вполне возможно, что жизнь Лиланда сложилась бы иначе, если бы в 1861 г. в США не разразилась Граждан­ская война между северными и южными штатами. Фронт требовал оружия. На оружейных предприятиях квалифи­цированные механики были на вес золота, и можно было заработать неплохие деньги. Тогда-то Лиланд и пришел на оружейную фабрику в Спрингфилде, а затем перешел в компанию «Кольт Револьвер Бокс» в Хартфорде, штат Коннектикут. В то время компания «Кольт» была лидером в области стандартизации и точности изготовления дета­лей, и Лиланд многому там научился.

 

Сам Лиланд в начале XX в. уже имел репутацию вы­сококлассного специалиста, поэтому в 1902 г. он полу­чил приглашение на работу от Генри Форда. Однако именно тогда автомобильный завод в Детройте, где Форд был главным инженером, разорился, и Лиланда попросили оценить стоимость его оборудования и под­готовить предприятие к продаже. В это время и возник­ла идея реорганизовать предприятие и наладить на нем выпуск автомобилей высшего класса. Форд и Лиланд решили назвать новую фирму в честь легендарного гу­бернатора Луизианы и основателя Детройта маркиза де Кадильяка. Так в августе 1902 г. родилась «Кадиллак Мо­тор Кар Компани», а Генри Лиланд почти в 60 лет стал ее директором и техническим консультантом.

Первый прототип под маркой «Кадиллак» появился 17 октября 1902 г., а в январе 1903 г. продукция ком­пании демонстрировалась на выставке в Нью-Йорке. В марте того же года на предприятии начался серийный выпуск автомобилей. Обязанности Лиланда в фирме «Кадиллак» были довольно разнообразны, но в целом он отвечал за внедрение новых технологий и усовершенст­вование автомобилей. Тут-то и пригодился опыт, приоб­ретенный на службе в оружейной компании. Лиланд ре­шил применить для производства автомобилей тот же принцип, который Кольт использовал при производстве револьверов. Как известно, эти револьверы собирались из совершенно одинаковых взаимозаменяемых дета­лей. При желании можно было разобрать десяток ре­вольверов, сгрести вместе детали, а затем, не глядя, сно­ва собрать оружие. Все револьверы после этого остава­лись боеспособными.

По тому же пути пошел Лиланд. В рекламных целях он проделал тот же самый трюк. Правда, машин было не десять, а всего три. «Кадиллаки» разобрали настолько, что перед публикой возвышались лишь горы деталей. Затем их смешали, а через некоторое время взорам изумленных зрителей вновь явились три автомобиля, двигатели которых сразу заработали. Так благодаря ста­раниям Лиланда на фирме «Кадиллак» впервые в авто­мобилестроении стали применяться унифицированные детали. Впоследствии это достижение было взято на во­оружение Генри Фордом и позволило ему наладить кон­вейерное производство.

Кстати, не один Форд проявлял интерес к достижени­ям фирмы «Кадиллак». Интересовались ими и конку­ренты, в частности компания «Дженерал Моторс», ко­торая 29 июля 1909 г. и купила «Кадиллак». Лиланд и его сын уступили компанию за 5,6 млн. долларов, но сохра­нили за собой посты управляющих. Вряд ли Лиландам была по вкусу работа на предприятии, принадлежавшем другому хозяину, однако они добросовестно делали свое дело...

Военные говорят, что каждая строчка армейских уста­вов написана кровью. Примерно то же можно иногда сказать и об изобретениях. Однажды друг Лиланда Бай­рон Картер заводил свой «Кадиллак» при помощи старто­вой рукоятки — дело в те времена обычное. Двигатель капризничал, но потом вдруг завелся, и рукоятка, завер­тевшись, ударила автомобилиста, что тоже, в общем-то, Редкостью не являлось. Однако Картеру не повезло, ранение оказалось тяжелым, и он скончался через несколь­ко часов... Произошло это в 1910 г. Лиланда потрясла не­лепая смерть Картера, и он поклялся на могиле друга, что построенные им автомобили больше никого не убьют. Сразу же начались работы по созданию автоматического | стартера, и в 1911 г. на «Кадиллаках» появился электри-1 ческий стартер, сконструированный Чарльзом Кетте­рингом. С 1912 г. электростартер стал стандартным обо­рудованием. Кроме того, стараниями Лиланда на «Кадил­лаках»    появилось    зажигание    с    автоматической | регулировкой опережения и ряд других нововведений.

1917г. — Лиланд покинул «Кадиллак Мотор Кар» и со-1 здал «Линкольн Мотор Компани», специализировавшу­юся на выпуске 12-цилиндровых авиационных двигате­лей. Эти моторы ставились на американских самолетах в годы Первой мировой войны. В 1920—1921 гг. Лиланд вместе с сыном учредил «Линкольн Мотор Кар Компани Дэлавер», которая занялась постройкой автомобилей. Интересно, что тогда конструктору было уже почти | 80 лет. В 1922 г. эта компания была куплена Фордом.

Сам Лиланд прожил еще десять лет и скончался в| 1932 г. За заслуги в области автомобилестроения его имя было увековечено в стенах Зала автомобильной! славы в Детройте.

А теперь кратко расскажем об основных вехах исто-1 рии компании...

1915 г. — на автомобилях компании впервые в мире! устанавливаются 8-цилиндровые V-образные двигате-1 ли. Компания переходит на выпуск автомобилей-люкс.] Появление модели V8.

1917г. — выпуск модели V8 перевалил за 50 тыс. единиц. I

1924 г. — в двигателях начинает использоваться ди-| намическая система уравновешивания коленчатого ва-1 ла. На машинах компании устанавливаются тормоза на] все колеса.

1937 г. — на ряде моделей появляется синхронизированная коробка передач.

1938 г. — компания начала выпуск 16-цилиндровых V-образных верхнеклапанных моторов и установку их на автомобили модели VI6.

1948 г. — автомобили марки «Кадиллак» приобрета­ют оригинальный дизайн: длинные кили и массу хроми­рованных деталей. Отцом стиля стал Харли Эрл — глава дизайн-студии компании.

1950 г. — появились новые модели: «60», «Спешал» и «62» с трехступенчатой автоматической коробкой пере­дач «Гидроматик».

1952 г. — автоматическая коробка «Гидроматик» ста­новится базовой комплектацией на ряде моделей.

1957 г. — на ряде моделей «Эльдорадо» устанавлива­ют пневматическую подвеску и крышу из нержавею­щей стали.

1967 г. — запущено в производство новое поколение модели «Эльдорадо» с передним приводом.

1970 г. — двигатель «Кадиллак-V8» с рабочим объе­мом 8,2 л стал самым большим мотором, выпускавшим­ся для серийных легковых машин. Этот год также озна­меновался началом топливного кризиса, кризиса сбыта больших машин, а также выпуском автомобилей с не­большими объемами двигателей.

1978 г. — компания вновь вернулась к выпуску больших машин.

1979 г. — появление переднеприводного варианта « Эльдорадо ».

1984 г. — выпуск модели «Флитвуд».

В 1990 г. компании была присуждена награда за качество. «Кадиллак» стал первой автомобильной компани­ей, получившей национальную премию Балбриджа, и до 1997 г. оставался единственным производителем автомобилей, удостоенным такой оценки.

1991 г. — на автосалоне в Детройте дебютировал про­тотип модели «Севилл».

В 1992 г. претерпевшие значительные изменения «Эльдорадо» и «Севилл» получили всемирное призна­ние. Наряду с другими наградами «Севилл» получил приз «Автомобиль года» журнала «Мотор Трэнд». Спус­тя год «Севилл» поднялся еще на одну ступень, получив двигатель «Носстар». Признанный лидер, система «Носстар» обеспечивает водителям непревзойденный уровень ходовых качеств, управляемости и надежности.

В 1993 г. был полностью изменен внешний вид моде­ли «Флитвуд-Брухэм». Кадиллак продолжал славную традицию быть излюбленной базой для стрейтч-лиму-зинов, включая автомобили для американских прези­дентов.

1993 г. — первый показ модели «Де Вилл».

1994 г. — дебют модели «Катера» на автосалоне в Детройте.

В 1996 г. мощность двигателя «Носстар» была увели­чена до 300 л. с. (на автомобилях «Де Вилл-Конкурс», «Эльдорадо Севилл-Купе», «Севилл-STS»).

В 1997 г. на моделях «Севилл-STS», «Эльдорадо Се­вилл-Купе» и «Де Билл-Конкурс» появляется эксклю­зивная система безопасности «Стабили-Трэк». В добав­ление к этому «Кадиллак» меняет дизайн автомобиля «Де Вилл», вводя новую модификацию — «Д'Элеганс». Это новое детище «Кадиллака» соединило в себе осо­бый американский шик с современным техническим оснащением и высоким уровнем комфорта. Во всех ав­томобилях «Де Вилл» появились боковые подушки безо­пасности. «Кадиллак-Катера» — самая маленькая мо­дель высшего класса — был также выпущен в 1997 г.

Компания «Кадиллак» уже совсем скоро отметить столетие существования. Модели 1997 г. с честью про­должают давние традиции и по-прежнему включают в себя характерные черты всех «Кадиллаков»: высокую надежность, новейшие технологии и исключительный внешний вид, который помогает продвигать эту марку на рынке по нынешний день.

 
< Пред.   След. >
Page loaded in 0.024 seconds.