13. Городской транспорт |
![]() |
![]() |
Городскому транспорту столько же лет, сколько и первому городу, возникшему на Земле... Когда еще не было автомобилей, автобусов, трамваев и троллейбусов, роль городского транспорта исполняли извозчики. Были легковые извозчики, которые играли роль такси и перевозили пассажиров, были и ломовые, которые на своих лошадях перевозили грузы. С тех пор многое изменилось. Увеличились скорости, люди стали более деловыми. Но что-то по сравнению с той эпохой, безусловно, потеряно. Лучше всех об этом написал замечательный русский поэт Булат Окуджава: "Теперь нам не надо по улице мыкаться ощупью. Машины нас ждут и ракеты уносят нас вдаль. А все-таки жаль, что в Москве больше нету извозчика, Хотя б одного, и не будет отныне, а жаль." В Москве действительно больше нет извозчиков, но зато есть другой общественный транспорт. Самый распространенный из них — это автобус. У него тоже есть своя история. Предшественниками автобуса были линейки — открытые большие кареты на конной тяге и омнибусы — закрытые большие кареты, тоже на конной тяге. При передвижении на линейках во время дождя пассажиры вынуждены были закрываться кожаными занавесками. Линейки появились в Москве в 1847 г., к 1870 г. их было уже 22 штуки. Сейчас невозможно поверить, что этого количества общественного транспорта хватало на такой большой город, как Москва. В мае 1872 г. по Москве стали курсировать три омнибуса, каждый из которых мог вместить 10 человек. Широкого распространения омнибусы в Москве не получили, чиновники из городской думы не одобрили внедрения такого «слишком современного» вида транспорта. В конце 1898 г. в Москве появились автомобили, число их стало быстро увеличиваться. В 1907 г. в городе стали курсировать первые автотаксомоторы, тогда же власти организовали первую пробную линию автомобильных линеек. В 1908 г. было много предложений об открытии ряда автобусных линий, но городская управа отклонила их, чтобы не создавать конкуренции трамваю. Организация автобусного движения в Москве сдвинулась с мертвой точки только в 1924 г. Тогда по городу стали возить пассажиров несколько автобусов иностранного производства («Фиат», «Бюссинг») и автобусы, переделанные из грузовиков. Потом началось уже отечественное производство автобусов. Одним из первых стал автобус ЗИС-8, который мог одновременно перевозить 25 — 30 человек и развивал скорость до 60 км/ч. Во время Великой Отечественной войны все автобусы были мобилизованы на военную службу. Выпускали их с 1934 по 1936 г., и в конечном итоге их было сделано 547 штук. К сожалению, до наших дней ни один автобус не уцелел. Потом его сменил автобус ЗИС-16. Он выпускался до начала войны. Со скоростью 65 км/ч в нем могли ехать одновременно 35 пассажиров. В связи с тем, что в то время был страшный дефицит бензина, некоторые автобусы ездили на газу. К автобусу прицеплялась тележка с баллонами, от нее к мотору протягивали шланг, по которому поступал газ. Сейчас ни в одном музее не сохранилось ни одного экземпляра. В январе 1942 г. в Москве была сформирована специальная колонна из 40 автобусов. Эту колонну отправили в Ленинград. В эту зиму Ленинград был окружен фашистскими захватчиками, оставалась только узкая и опасная дорога по льду Ладожского озера. На этих автобусах стали вывозить из замерзающего города ленинградцев, которые оказались в блокаде. Таким образом удалось спасти от верной смерти 169 тыс. человек. И теперь по российским городам и весям колесят многочисленные «Газели». После войны активно восстанавливали дороги, и возникла необходимость в междугородном автобусе. В 1956 г. начали выпускать автобус ЗИЛ-127. Это был уже почти современный автобус с мягкими откидными креслами. Со скоростью 95 км/ч он мог с большим комфортом перевезти из одного города в другой 30 пассажиров. Сейчас московских пассажиров перевозят венгерские автобусы «Икарусы-280», наши ЛиАЗы и автобусы с длинным названием «Мерседес-Бенц Тюрк 0325». Это значит, что их выпускают на турецком заводе, но под контролем компании «Мерседес». Все эти автобусы можно ежедневно встретить на городских улицах. В Москве и других крупных городах на помощь автобусам все чаще и чаще приходят маршрутные такси. Это, конечно, более дорогой, но гораздо более комфортабельный вид транспорта по сравнению с автобусом. Особенно много стало маршруток с тех пор, как их производство освоили на Горьковском автомобильном заводе. И теперь по российским городам и весям колесят многочисленные «Газели». В городах, где очень много машин, заводов и разных предприятий, необходим транспорт, который не загрязняет воздух. Именно таким и является троллейбус. Так нам утверждали с детства. Это, конечно же, как и многое из того, что нам утверждали, неправда. Непосредственно городу, в котором ходит троллейбус, вред причиняется незначительный. Но задумайтесь, откуда берется электричество? С электростанций. А те, в свою очередь, работают на нефти, мазуте, угле или на атомном топливе, что в конечном итоге приносит гораздо больший вред здоровью нашей планеты, чем выхлопы автобуса. Но как бы то ни было, троллейбусы в наших городах есть, и у них есть своя занимательная история. Первые троллейбусы появились в Москве в 1933г., они были собраны на заводе имени Сталина (ЗИС) и назывались ЛК, в честь Лазаря Кагановича, инициатора организации троллейбусного движения. Во время войны, когда все автобусы были отданы на службу в армию, троллейбусы перевозили грузы по Москве. В 1943 г. были построены троллейбусы, которые могли работать и как троллейбусы, и как автобусы. Кроме электрического мотора, у них был еще и бензиновый, от автобуса. После войны по Москве ходило несколько двухэтажных троллейбусов. Но они не прижились: очень тяжело было пассажирам в час пик пробираться со второго этажа на первый и не проехать при этом нужную остановку. При современном очень интенсивном движении троллейбусам приходится все труднее и труднее. Особенно когда правая часть улицы занята припаркованными автомобилями. Пожалуй, самым любимым городским транспортом является трамвай. Не потому, что он удобнее или быстрее автобуса. Просто поездка на трамвае больше других похожа на романтическое путешествие на поезде. Стук колес напоминает про каникулы, отпуск, поездку к морю... Первые трамваи были на конной тяге, а в 1899 г. по Москве пошел первый электрический трамвай. Эти трамваи до наших дней, конечно же, не сохранились. Но зато трамваи бьют все рекорды долговечности по сравнению и с автобусом, и с троллейбусом. Например, трамвай КМ, который выпускали с 1926 по 1935 г., катал по Москве пассажиров до 1974 г. Потом ему на смену постепенно пришел трамвай МТВ-82-А. Его выпускали с 1947 по 1961 г., а пассажиров он возил до 1982 г. Потом по Москве стали ходить чешские вагоны. Несмотря на то что в больших городах трамвайные пути занимают слишком много места, трамвай не собирается уходить на покой. Очень часто бывает, что на трамвае можно проехать гораздо быстрее, чем на машине, ведь трамвай не стоит в автомобильных пробках! По Москве много лет ходил трамвай под литерой «А». Москвичи нежно называли его Аннушкой. Постепенно в Москве трамваи вытесняются из центра города из-за того, что оставляют мало места автомобилям. Скоро про поездку по Бульварному кольцу на трамвае останутся только романтические воспоминания. |
< Пред. | След. > |
---|