13. Городской транспорт Версия для печати Отправить на e-mail

 

Городскому транспорту столько же лет, сколько и первому городу, возникшему на Земле... Когда еще не было автомобилей, автобусов, трамва­ев и троллейбусов, роль городского транспорта испол­няли извозчики. Были легковые извозчики, которые играли роль такси и перевозили пассажиров, были и ломовые, которые на своих лошадях перевозили гру­зы. С тех пор многое изменилось. Увеличились скоро­сти, люди стали более деловыми. Но что-то по сравне­нию с той эпохой, безусловно, потеряно. Лучше всех об этом написал замечательный русский поэт Булат Окуджава: "Теперь нам не надо по улице мыкаться ощупью. Машины нас ждут и ракеты уносят нас вдаль. А все-таки жаль, что в Москве больше нету извозчика, Хотя б одного, и не будет отныне, а жаль."

В Москве действительно больше нет извозчиков, но зато есть другой общественный транспорт. Самый рас­пространенный из них — это автобус. У него тоже есть своя история. Предшественниками автобуса были ли­нейки — открытые большие кареты на конной тяге и омнибусы — закрытые большие кареты, тоже на кон­ной тяге. При передвижении на линейках во время дождя пас­сажиры вынуждены были закрываться кожаными зана­весками. Линейки появились в Москве в 1847 г., к 1870 г. их было уже 22 штуки. Сейчас невозможно поверить, что этого количества общественного транспорта хвата­ло на такой большой город, как Москва.

В мае 1872 г. по Москве стали курсировать три омни­буса, каждый из которых мог вместить 10 человек. Ши­рокого распространения омнибусы в Москве не получили, чиновники из городской думы не одобрили внедре­ния такого «слишком современного» вида транспорта.

В конце 1898 г. в Москве появились автомобили, чис­ло их стало быстро увеличиваться. В 1907 г. в городе ста­ли курсировать первые автотаксомоторы, тогда же вла­сти организовали первую пробную линию автомобиль­ных линеек.

В 1908 г. было много предложений об открытии ряда автобусных линий, но городская управа отклонила их, чтобы не создавать конкуренции трамваю.

Организация автобусного движения в Москве сдви­нулась с мертвой точки только в 1924 г. Тогда по городу стали возить пассажиров несколько автобусов иност­ранного производства («Фиат», «Бюссинг») и автобусы, переделанные из грузовиков. Потом началось уже отечественное производство ав­тобусов. Одним из первых стал автобус ЗИС-8, который мог одновременно перевозить 25 — 30 человек и разви­вал скорость до 60 км/ч. Во время Великой Отечествен­ной войны все автобусы были мобилизованы на воен­ную службу. Выпускали их с 1934 по 1936 г., и в конечном итоге их было сдела­но 547 штук. К сожалению, до наших дней ни один автобус не уцелел.

Потом его сменил автобус ЗИС-16. Он выпускался до начала войны. Со скоростью 65 км/ч в нем могли ехать одновременно 35 пассажиров. В связи с тем, что в то время был страшный дефицит бензина, некоторые автобусы ездили на газу. К автобусу прицеплялась те­лежка с баллонами, от нее к мотору протягивали шланг, по которому поступал газ. Сейчас ни в одном музее не сохранилось ни одного экземпляра.

В январе 1942 г. в Москве была сформирована специ­альная колонна из 40 автобусов. Эту колонну отправили в Ленинград. В эту зиму Ленинград был окружен фа­шистскими захватчиками, оставалась только узкая и опасная дорога по льду Ладожского озера. На этих авто­бусах стали вывозить из замерзающего города ленин­градцев, которые оказались в блокаде. Таким образом удалось спасти от верной смерти 169 тыс. человек. И те­перь по российским городам и весям коле­сят многочисленные «Газели».

После войны актив­но восстанавливали дороги, и возникла необходимость в меж­дугородном автобусе. В 1956 г. начали выпус­кать автобус ЗИЛ-127. Это был уже почти со­временный автобус с мягкими откидными креслами. Со скоро­стью 95 км/ч он мог с большим комфортом перевезти из одного города в другой 30 пас­сажиров.

Сейчас московских пассажиров перевозят венгерские автобусы «Икарусы-280», наши ЛиАЗы и автобусы с длинным названием «Мерседес-Бенц Тюрк 0325». Это значит, что их выпускают на ту­рецком заводе, но под контролем компании «Мерседес». Все эти автобусы можно еже­дневно встретить на городских улицах.

В Москве и других крупных городах на помощь автобусам все чаще и чаще приходят маршрутные такси. Это, конечно, более дорогой, но гораздо более комфортабель­ный вид транспорта по сравнению с авто­бусом. Особенно мно­го стало маршруток с тех пор, как их произ­водство освоили на Горьковском автомо­бильном заводе. И те­перь по российским городам и весям коле­сят многочисленные «Газели».

В городах, где очень много машин, заводов и разных предприятий, необходим транспорт, который не за­грязняет воздух. Именно таким и является троллей­бус. Так нам утверждали с детства. Это, конечно же, как и многое из того, что нам утверждали, неправда. Непосредственно городу, в котором ходит троллейбус, вред причиняется незначительный. Но задумайтесь, откуда берется электричество?  С  электростанций. А те, в свою очередь, рабо­тают на нефти, мазуте, угле или на атомном топливе, что в конечном итоге при­носит    гораздо    больший вред здоровью нашей пла­неты, чем выхлопы автобуса. Но как бы то ни было, троллейбу­сы в наших городах есть, и у них есть своя занимательная история.

Первые троллейбусы появились в Москве в 1933г., они были собраны на заводе имени Сталина (ЗИС) и на­зывались ЛК, в честь Лазаря Кагановича, инициатора организации троллейбусного движения.

Во время войны, когда все автобусы были отданы на службу в армию, троллейбусы перевозили грузы по Москве. В 1943 г. были построены троллейбусы, кото­рые могли работать и как троллейбусы, и как автобусы. Кроме электрического мотора, у них был еще и бензи­новый, от автобуса.

После войны по Москве ходило несколько двух­этажных троллейбусов. Но они не прижились: очень тяжело было пассажирам в час пик пробираться    со    второго этажа на первый и не про­ехать при этом нужную ос­тановку.

При современном очень интенсивном движении троллейбусам приходится все труднее и труднее. Особенно когда правая часть улицы занята припаркованными авто­мобилями. Пожалуй, самым любимым городским транспортом является трамвай. Не потому, что он удобнее или бы­стрее автобуса. Про­сто поездка на трамвае больше других похожа на романтическое пу­тешествие на поезде. Стук колес напомина­ет про каникулы, отпуск, поездку к морю...

Первые трамваи были на конной тяге, а в 1899 г. по Москве пошел первый электрический трамвай. Эти трамваи до наших дней, конечно же, не сохранились. Но зато трамваи бьют все рекорды долговечности по сравнению и с автобусом, и с троллейбусом. Например, трамвай КМ, который выпускали с 1926 по 1935 г., катал по Москве пассажиров до 1974 г. Потом ему на смену постепенно пришел трамвай МТВ-82-А. Его выпускали с 1947 по 1961 г., а пассажиров он возил до 1982 г. Потом по Москве стали ходить чешские вагоны.

Несмотря на то что в больших городах трамвайные пути занимают слишком много места, трамвай не соби­рается уходить на покой. Очень часто бывает, что на трамвае можно проехать гораздо быстрее, чем на маши­не, ведь трамвай не стоит в автомобильных пробках!

По Москве много лет ходил трамвай под литерой «А». Москвичи нежно называли его Аннушкой. Постепенно в Москве трамваи вытесняются из центра города из-за того, что оставляют мало места автомобилям. Скоро про поездку по Бульварному кольцу на трамвае останутся только романтические воспоминания.

 
< Пред.   След. >
Page loaded in 0.043 seconds.