Главная arrow Статьи о Ретро Авто arrow 5. Система охлаждения.
5. Система охлаждения. Версия для печати Отправить на e-mail

 

В результате взрывов, происходящих в цилиндрах, а также в результате трения металл нагревается, а при на­гревании расширяется. Следовательно, все зазоры и в клапанах, и в цилиндрах нарушаются. Масло может за­кипеть и потерять свои свойства, поэтому двигатель, ко­торый не охлаждается, может быстро выйти из строя. Чтобы этого не произошло, существует система ох­лаждения. Она используется на всех видах легковых и грузовых машин, которая подлежит периодическому техобслуживанию в зависимости от марки авто.

По блоку цилиндров и по головке блока цилиндров проложена рубашка, которая как бы надета на двига­тель. По ней циркулирует вода или специальная неза­мерзающая жидкость — тосол. Кроме этого, в блоке проделано несколько каналов, по которым также цирку­лирует вода. Ее гоняет специальный водяной насос, ко­торый называется помпой. Как у пожарных. Хранится вода в радиаторе. Двумя шлангами (патрубками), вверху и внизу, помпа соединяется с водяной рубашкой: по нижнему вода попадает из радиатора в двигатель, по верхнему — из двигателя в радиатор. Помпа гоняет воду по всей системе охлаждения, она, как и все в двигателе, приводится в движение коленчатым валом с помощью того же ремня, который вра­щает генератор.

 

Кроме радиатора, су­ществует расширитель­ный бачок, который находится выше радиатора и соеди­нен с ним шлангом. При нагревании жидкость расширяется и попадает в бачок. При охлаждении жид­кость самотеком возвращается по шлангу обратно в ради­атор. Если открыть капот, то в передней части можно уви­деть радиатор и соединенный с ним трубкой расширительный бачок.

На некоторых моделях автомобилей к валу помпы кре­пится еще и вентилятор. Он направляет воздух на радиа­тор, дополнительно охлаждая находящуюся там воду. На некоторых машинах вентилятор работает от небольшого электромотора, который включается специальным дат­чиком, закрученным в рубашку. Он срабатывает, когда вода нагревается до температуры 90 — 95°. Вентилятор на­чинает дуть, и вода не закипает. На автомобилях старых моделей вентилятор работает постоянно, охлаждая ино­гда еще не прогревшийся мотор, а это уже лишнее.

Как правило, в систему охлаждения заливают не во­ду, а специальную жидкость — тосол, ведь у воды масса недостатков. Во-первых, замерзает зимой. Вода облада­ет фантастической способностью расширяться не толь­ко при нагревании, но еще и при замерзании. Если зи­мой от расширения лопнет блок цилиндров, то это приведет к поломке двигателя. Во-вторых, от воды оста­ется накипь, а удалить ее изнутри можно только при полной разборке двигателя. Правда, для очистки существуют специальные жидкости, но они чаще всего мало­эффективны. Из-за появления накипи двигатель пере­гревается, потому что система охлаждения работает не в полную силу. Кроме того, у воды есть еще один недо­статок: металл от нее ржавеет. В общем, заливайте в си­стему охлаждения только тосол.

Только что заведенный холодный двигатель нет необ­ходимости охлаждать интенсивно, поэтому сначала во­да или тосол циркулирует по малому кругу, минуя ради­атор. Для обеспечения этого существует термостат. Он перекрывает путь к радиатору, пока температура ох­лаждающей жидкости не достигла определенной вели­чины (около 70°).

Существует температурный диапазон, при котором двигатель работает нормально: примерно от 70 до 98°. При такой температуре масло максимально жидкое, но еще не теряет своих качеств, вода еще не выкипает, металлические детали двигателя достигают таких пара­метров, при которых открывание и закрывание клапа­нов происходит именно на нужную величину, зазор между поршнями и стенками цилиндров минимальный и т. д. Если двигатель по каким-то причинам перегре­вается, охлаждающая жидкость выкипает, перегрев увеличивается, масло теряет свои смазывающие свойства, очень быстро изнашиваются все трущие метал­лические детали, а головка блока просто начинает скру­чиваться винтом. Тосол попадает в масло, пропадает компрессия, через неплотное соединение головки с бло­ком масло выплескивается наружу, а в цилиндры вмес­то горючей смеси из карбюратора всасывается воздух с улицы. Он, как известно, воспламеняется плохо, и тут уж далеко не уедешь. В общем, очень важно сле­дить за состоянием системы охлаждения и за уровнем жидкости в ней. Кстати, тосол ядовит, поэтому нужно избегать его попадания на руки и тем более в глаза.

С помощью этой же разогревшейся жидкости осуще­ствляется отопление салона, в котором находится еще один небольшой радиатор — печной. Жидкость в него и из него поступает по специальным патрубкам. Пере­крывается рукояткой из салона. Включая печку, води­тель включает вентилятор, тоже находящийся в салоне. Вентилятор дует на радиатор, и получившийся таким образом теплый воздух по специальным воздухопрово­дам поступает в разные части салона.

Еще одну вещь, связанную с системой охлаждения и одновременно с системой питания, невозможно не упо­мянуть. Чтобы водителю самому не закрывать и не от­крывать воздушную заслонку на карбюраторе с помо­щью рукоятки подсоса во время завода и прогрева двигателя, придумали следующее: охлаждающая жид­кость циркулирует еще и через карбюратор, и в зависи­мости от ее температуры специальная пружинка разжи­мается или сжимается и соответственно открывает или закрывает воздушную заслонку на карбюраторе.

 
< Пред.   След. >
Page loaded in 0.022 seconds.