В результате взрывов, происходящих в цилиндрах, а также в результате трения металл нагревается, а при нагревании расширяется. Следовательно, все зазоры и в клапанах, и в цилиндрах нарушаются. Масло может закипеть и потерять свои свойства, поэтому двигатель, который не охлаждается, может быстро выйти из строя. Чтобы этого не произошло, существует система охлаждения. Она используется на всех видах легковых и грузовых машин, которая подлежит периодическому техобслуживанию в зависимости от марки авто. По блоку цилиндров и по головке блока цилиндров проложена рубашка, которая как бы надета на двигатель. По ней циркулирует вода или специальная незамерзающая жидкость — тосол. Кроме этого, в блоке проделано несколько каналов, по которым также циркулирует вода. Ее гоняет специальный водяной насос, который называется помпой. Как у пожарных. Хранится вода в радиаторе. Двумя шлангами (патрубками), вверху и внизу, помпа соединяется с водяной рубашкой: по нижнему вода попадает из радиатора в двигатель, по верхнему — из двигателя в радиатор. Помпа гоняет воду по всей системе охлаждения, она, как и все в двигателе, приводится в движение коленчатым валом с помощью того же ремня, который вращает генератор. |
|
В двигателе металл трется о металл. Чтобы ничего не перегревалось, не деформировалось и не сгорало, все надо смазывать. Для этого существуют специальные автомобильные масла - минеральные, полусинтетические, синтетические. Необходимый для нормальной работы запас масла находится непосредственно в картере двигателя. Заправку масла в него производят через маслоналивную горловину, которая герметично закрывается крышкой. |
|
Система зажигания состоит из катушки зажигания (иначе она называется бобиной), которая крепится или к двигателю, или к кузову, ее легко обнаружить под капотом; из прерывателя-распределителя (иначе он называется трамблером), он торчит прямо из мотора — например, на «Жигулях» он находится в левой передней части двигателя; из свечей зажигания, которые ввернуты в головку блока цилиндров; из высоковольтных проводов — один из них, центральный, соединяет бобину с трамблером, остальные четыре (или больше, по количеству цилиндров) идут от трамблера и надеваются своими наконечниками на свечи зажигания; а также из выключателя зажигания — он находится в салоне. |
|
Если через аккумулятор пропускать ток, то будет происходить обратная реакция, то есть сернокислый свинец превращается в перекись свинца, образуется серная кислота и в результате увеличивается плотность электролита. Этот процесс называется зарядом. |
|
Выпускной коллектор внешне очень похож на впускной, но выполняет противоположную функцию. Его трубы тоже прикручены к двигателю, но так, что в каждую из них попадают продукты сгорания из соответствующего выпускного отверстия. В нижней части эти трубы сходятся в одну, тоже заканчивающуюся плоской площадкой, к которой крепится приемная труба глушителя. Эта труба уходит под мотор и под кузовом соединяется с глушителем. К глушителю крепится выхлопная труба из которой уже все продукты сгорания вылетают наружу. Глушитель крепится к кузову, чтобы вибрации не передавались в салон, в качестве креплений используются резиновые ремни. Глушителей может быть два — основной и дополнительный. Суть от этого не меняется. Назначение глушителя ясно из его названия. Очевидно, что взрыв, происходящий в цилиндре, не может быть бесшумным, а, как известно, воздух — хороший проводник звуковой волны. Поэтому эту волну вместе с продуктами сгорания — проще говоря, выхлопными газами — необходимо изолировать. Эти газы вместе с шумом попадают в глушитель, совершают долгий путь по его коридорам, и, когда они вылетают наружу, шум становится гораздо слабее. |
|
Питается машина бензином, поэтому все, что связано с бензином, от бензобака до выхлопной трубы, называется системой питания. Почему бензобак и выхлопная труба входят в одну систему, вы скоро узнаете. Но все по порядку. Бензин хранится в бензобаке, куда заливается через горловину. От бензобака идет трубка к бензонасосу, который качает бензин в карбюратор. Карбюратор смешивает бензин с воздухом, который поступает через воздушный фильтр прямо с улицы. Полученная таким путем горючая смесь всасывается через впускной коллектор, через открытое впускное отверстие в цилиндр. Там, как вы знаете, происходит четыре такта работы двигателя, и поршень, движущийся вверх, через открытое выпускное отверстие выталкивает продукты сгорания в выпускной коллектор, оттуда в приемную трубу глушителя. Затем они попадают в глушитель, потом в выхлопную трубу и оттуда наружу. Кстати, обратите внимание, всасывает автомобиль чистый воздух, а выпускает, мягко говоря, загрязненный. |
|
Сложно сказать что-то новое об устройстве автомобиля, существует бесчисленное множество учебников, описаний, инструкций по ремонту и т. п. Но почти у каждого из этих трудов есть хотя бы один из двух главных недостатков. Первый — это то, что описание слишком абстрактно, научно и может быть непонятно человеку, не имеющему специальных технических знаний. Второй — это то, что если в таком издании описывается какая-нибудь система двигателя, то автор предполагает, что читатель хорошо знаком с устройством и работой других систем. Почему это происходит — известно. Все узлы и системы в автомобиле тесно связаны, и почти невозможно описать работу одного узла или системы, не ссылаясь на другой. Налицо замкнутый крут. В этом разделе будет последовательно описано устройство автомобиля, чтобы, прочитав, вы могли ориентироваться в нем и вас не пугали неизвестные и «страшные» слова о его начинке. |
|
Автомобиль, которому, собственно, и посвящена вся эта книга, получил свое название от двух латинских слов «авто» и «мобилис». «Авто» — означает «сам», «мо-билис» — подвижной, легко двигающийся. Таким образом, слово «автомобиль» можно перевести на русский язык как «самодвижущийся». Что же такое автомобиль в современном понимании? Это транспортная безрельсовая машина, главным образом на колесах, которую приводит в движение собственный двигатель. К автомобилям относятся не только легковые машины, но и автобусы, грузовики, различные специальные машины: строительные, военные, пожарные и другие. И, конечно же, гоночные болиды, которые похожи, скорее, на космические ракеты на колесах. В нашей книге мы расскажем обо всех этих автомобилях. А также о внутреннем устройстве и истории самых знаменитых автомобилестроительных компаний. |
|
|