Мы привыкли видеть машины для разгона демонстраций в кадрах зарубежной телехроники, где митингующих нещадно поливают мощными струями воды, травят слезоточивыми газами, забрасывают красящими гранатами. А есть ли такая техника в России? Оказывается, тоже есть. Оставим моральные аспекты использования спецтехники за скобками и посмотрим, что же все-таки есть у московского ОМОНа на вооружении. Есть у него совершенно уникальная машина. Называется она «Лавина-М». Ей, правда, ни разу не довелось выехать из ворот на боевое задание, но это нисколько не умаляет ее грозных тактико-технических характеристик. Создана она на базе ракетовозов «Ураган» (если помните, такие возили ракеты по Красной площади во время парадов). Вместо платформы на них устанавливается бронированный кузов, а в нем — баки с водой, слезоточивым газом и снаряды для пусковых установок. |
|
Городскому транспорту столько же лет, сколько и первому городу, возникшему на Земле... Когда еще не было автомобилей, автобусов, трамваев и троллейбусов, роль городского транспорта исполняли извозчики. Были легковые извозчики, которые играли роль такси и перевозили пассажиров, были и ломовые, которые на своих лошадях перевозили грузы. С тех пор многое изменилось. Увеличились скорости, люди стали более деловыми. Но что-то по сравнению с той эпохой, безусловно, потеряно. Лучше всех об этом написал замечательный русский поэт Булат Окуджава: "Теперь нам не надо по улице мыкаться ощупью. Машины нас ждут и ракеты уносят нас вдаль. А все-таки жаль, что в Москве больше нету извозчика, Хотя б одного, и не будет отныне, а жаль." |
|
Спортивные автомобили предназначены в первую очередь для различных соревнований, но могут использоваться и для повседневных нужд. Автомобили этой категории рассчитаны, как правило, на двух человек, но могут быть и четырех-, и пятиместными. Эти автомобили превосходят автомобили общего назначения по максимальной скорости, управляемости и другим показателям. Гоночные спортивные автомобили делятся по типу соревнований, для которых они предназначены. Можно выделить следующие группы: для кольцевых гонок (на замкнутых трассах с многочисленными поворотами), картинги — для кольцевых гонок на картах (простейших гоночных машинах без кузова, с двигателем мотоциклетного типа) , для ралли (соревнований на дорогах продолжительностью один —три дня), для ралли-рейдов (многодневных ралли), для кроссов (кольцевых гонок по пересеченной местности). |
|
Легковые автомобили делятся на несколько категорий: общего назначения, спортивные, внедорожники, мини-вэны. Автомобили общего назначения самые массовые, они используются для перевоза людей и их багажа, они, как правило, рассчитаны на четыре-пять человек. Спортивные автомобили предназначены в первую очередь для различных соревнований, но могут использоваться и для повседневных нужд. Автомобили этой категории рассчитаны, как правило, на двух человек, но могут быть и четырех-, и пятиместными. Эти автомобили превосходят автомобили общего назначения по максимальной скорости, управляемости и другим показателям. Гоночные спортивные автомобили делятся по типу соревнований, для которых они предназначены. Можно выделить следующие группы: для кольцевых гонок (на замкнутых трассах с многочисленными поворотами), картинги — для кольцевых гонок на картах (простейших гоночных машинах без кузова, с двигателем мотоциклетного типа) , для ралли (соревнований на дорогах продолжительностью один - три дня), для ралли-рейдов (многодневных ралли), для кроссов (кольцевых гонок по пересеченной местности). Внедорожники — это автомобили, предназначенные для поездок не только по дорогам с хорошим покрытием, но и по бездорожью, по снегу и грязи. В их конструкции используется привод на все колеса, а иногда и лебедка для самовытаскивания. Для повышения проходимости и прочности автомобиля используются кузов и рама с дополнительным укреплением. Мини-вэны легко могут трансформироваться из легкового автомобиля общего назначения в микроавтобус или фургон для перевозки грузов. Это обеспечивается возможностью убирать в пол или складывать сиденья. У мини-вэнов очень высокий потолок, что позволяет загружать большое количество грузов. Существуют свои разновидности и у грузовых автомобилей. Самые маленькие используются для перевозки небольших партий груза, от 300 до 1000 кг. Они называются развозными, доставочными или пикапами. Следующая разновидность предназначена для перевозки 1,5 — 2,5 т груза. При использовании разных кузовов эти машины могут быть самосвалами для сыпучих грузов, цистернами для жидких грузов, специальными фургонами для перевозки мебели, хлеба, продуктов или рефрижераторами (со специальными холодильниками внутри). Для перевозки грузов от 14 до 33 т используются тяжелые, быстроходные грузовики для дальних перевозок — магистральные автомобили. Следует также сказать о различных специальных автомобилях — они несут подъемные краны, буровые установки, противопожарную и милицейскую технику. К специальным относятся и боевые автомобили: бронетранспортеры, ракетовозы, бронеавтомобили, боевые машины разведки (БМР) и боевые машины пехоты (БМП), бронетранспортеры, а также армейские грузовики, командирские легковые автомобили и машины повышенной проходимости. Автобусы, которые тоже считаются автомобилями, делятся на микроавтобусы (для 8—12 пассажиров), городские и междугородные (как правило, двухэтажные). |
|
Рассмотрим элементы электрооборудования автомобиля. |
|
Кузов легковых автомобилей является несущим. Это значит, что все детали автомобиля — и двигатель, и подвески — крепятся к нему. Кузов состоит из каркаса и навесных узлов. Каркас состоит из следующих основных узлов: передок, пол с усилителями и панелью задка, боковины, крыша с рамами ветрового и заднего окон, передние и задние крылья. Все перечисленные детали сварены друг с другом и представляют собой единое целое. На некоторых моделях крылья к кузову не привариваются, а прикручиваются винтами, в этом случае крылья относятся к навесным деталям. Кроме них, на кузов навешиваются двери, капот, крышка багажника. Естественно, к кузову относятся все стекла, решетка радиатора, бамперы, зеркала, обивка салона, сиденья, резиновые уплотнители и другая мелочь. |
|
Под механизмами управления подразумеваются две вещи. В первую очередь тормоза, во вторую — рулевое управление. Тормозная система и тормозные механизмы колес В момент нажатия водителем на педаль тормоза начинает работать привод. Принцип его работы точно такой же, как у гидравлического привода сцепления: тормозная педаль давит на поршень главного тормозного цилиндра, который находится под капотом правее главного цилиндра сцепления. Поршень давит на тормозную жидкость, которая, в свою очередь, давит на поршни в рабочих тормозных цилиндрах, расположенных на подвесках колес. Эти поршни давят на тормозные колодки, которые в этот момент начинают тереться о тормозные барабаны или тормозные диски. Возникающая сила трения и останавливает автомобиль. Таков принцип работы тормозной системы. Тормозные механизмы колес бывают дисковые и барабанные. На «Жигулях» спереди стоят дисковые, а сзади барабанные тормоза. На «Волге» и спереди и сзади — барабанные, а, скажем, на «Саабе» — и там и там дисковые. |
|
Обсудим устройство ходовой части - задней и передней подвески. |
|
Обсудим устройство карданного вала, раздаточной коробки, редуктора и полуосей. |
|
Трансмиссия автомобиля состоит из узлов и агрегатов, передающих вращение двигателя к ведущим колесам. Это сцепление, коробка передач, карданная передача, задний мост с редуктором (для заднеприводных автомобилей) и полуоси. Иначе говоря, ШАУСы (шарниры равных угловых скоростей). |
|
|