Главная arrow Статьи о Ретро Авто
Статьи о Ретро Авто
Автомобилестроение в СССР. Кратковременный рассвет. Часть 4 Версия для печати Отправить на e-mail

 

Советские автомобили пользуются устойчивым спросом на зарубежных рынках, они неоднократно экспонировались на многочисленных международных выставках и салонах. Пути дальнейшего развития советского автомобилестроения четко определены "Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1981- 1985 годы и на период до 1990 года". Этим документом предусмотрено ускоренное развитие производства грузовых автомобилей с дизелями. Ведущую роль в производстве большегрузных автомобилей призван сыграть Камский комплекс, который должен обеспечить дизелями не только собственные грузовики, но и машины "Урал", ЗИЛ, ЛАЗ. Кроме КамАЗа задача организации производства дизельных грузовиков на ближайшие десять лет поставлена перед ГАЗом, ЗИЛом и КАЗом.

 
Автомобилестроение в СССР. Кратковременный рассвет. Часть 3 Версия для печати Отправить на e-mail

 

СМЗ - Серпуховский мотоциклетный завод. Это предприятие строит мотоколяски для инвалидов: с 1952 г.- трехколесные, с 1958 г.- четырехколесные. Мотоколяски СМЗ вошли в историю нашего автомобилестроения как первые серийные машины с независимой подвеской всех колес (1952 г.) и реечным рулевым управлением (1958 г.). Нынешняя продукция - четырехколесная мотоколяска С-ЗД с двухтактным двигателем. Соломбальский машиностроительный завод. Единственный завод (он расположен в Архангельске), который выпускает с 1936 г. так называемые портальные автомобили. Для них характерна высоко поднятая над землей рама, под которой с помощью специальных захватов, размещенных между колесами, фиксируется груз - штабели досок или труб, контейнеры. Основная модель предприятия - штабелевоз Т-140.

 
Автомобилестроение в СССР. Кратковременный рассвет. Часть 2 Версия для печати Отправить на e-mail

 

КАвЗ - Курганский автобусный завод. Автобусы типа ПАЗ-651А начали сходить с конвейера КАвЗ в 1958 г. Эта машина, как и нынешняя КАвЗ-685В, базируется на шасси, получаемом с ГАЗ. КАвЗ вместе с заводом в Павлово стал одним из крупнейших предприятий в СССР по выпуску автобусов местного сообщения для малых городов. Из опытных машин последних лет надо отметить КАвЗ-3100, который представляет собой ЛиАЗ- 677, укороченный на длину одной секции.

 
Автомобилестроение в СССР. Кратковременный рассвет. Часть 1 Версия для печати Отправить на e-mail

 

Период девятой (1971-1975 гг.) и десятой (1976-1980 гг.) пятилеток в истории советского автомобилестроения отмечен значительным ростом производства автомобилей. В годы девятой пятилетки вышел на проектную мощность (660 тыс. машин в год) Волжский автомобильный завод, полным ходом развернули производство легковых машин Ижевский автомобильный завод и новые цеха АЗЛК, начал давать продукцию новый завод микроавтобусов в Елгаве. Одновременно шло строительство комплекса предприятий по производству тяжелых грузовиков КамАЗ в Брежневе, сооружение новых и реконструкция старых цехов на ЗИЛ, ГАЗ, БелАЗ. Наши ведущие заводы не только расширились, технически перевооружились, но и создали большое число филиалов, участвующих в процессе производства машин. ЗИЛ, например, имеет шестнадцать филиалов. Целый ряд дочерних предприятий появился у ГАЗ, МАЗ, АЗЛК, ЯМЗ. Созданные на основе научно обоснованного планирования они призваны углубить специализацию, которая началась в конце 50-х годов.

 
Автомобилестроение в СССР. Оттепель. Часть 3 Версия для печати Отправить на e-mail

 

С 1967 г. завод имени И. А. Лихачева впервые начал ставить на свои автомобили (ЗИЛ-117) дисковые тормоза. На следующий год порадовали автомобилистов новинками два белорусских завода: МАЗ применил на грузовой модели "516" подъемную третью ось, а БелАЗ стал оснащать свои 40-тонные карьерные самосвалы БелАЗ-548А двенадцатицилиндровыми дизелями ЯМЗ-240Н с газотурбинным наддувом. Это первый случай использования газотурбинного наддува в советском автомобилестроении на серийной машине. Освоив серийную модель "408", МЗМА в 1967 г. начал выпуск "Москвича-412" с совершенно новым двигателем. Он стал первым советским автомобильным двигателем с распределительным валом в головке блока цилиндров и по многим показателям не уступал лучшим зарубежным двигателям этого класса.

 
Автомобилестроение в СССР. Оттепель. Часть 2 Версия для печати Отправить на e-mail

 

Май 1958 г. отмечен рождением автомобиля "Москвич-407", который представлял собой модель "402", с новым верхнеклапанным двигателем "Москвич-402", спроектированным в сжатые сроки специалистами МЗМА. Его конструкция позволяла заводу с минимальными затратами и переделкой технологической оснастки освоить в производстве новый агрегат. Большая работа в конце 50-х годов шла в направлении создания легкового автомобиля повышенной проходимости. Так, в 1956 г. были построены две интересные опытные машины этого типа. Первый автомобиль (ГАЗ-62) представлял как бы увеличенный в размерах ГАЗ-69. На нем стоял двигатель типа ГАЗ-51. В серийное производство ГАЗ-62 не пошел, но построенный на базе его легкий грузовик (очень похожий на ГАЗ-66) грузоподъемностью 1 т, имевший кабину над двигателем, сходил с конвейера в 1960-1962 гг.

 
Автомобилестроение в СССР. Оттепель. Часть 1 Версия для печати Отправить на e-mail

 

К середине 50-х годов наша автомобильная индустрия представляла собой развитую и хорошо оснащенную отрасль народного хозяйства, которая выпускала широкий ассортимент моделей. В 1958 г. общий выпуск машин всех типов превысил полмиллиона. Рост автомобильного парка, расширение сети дорог с твердым покрытием, увеличение грузоперевозок и пассажироперевозок поставили перед автомобильными заводами новые задачи. Транспорту нужны были самосвалы, городские автобусы, грузовики повышенной проходимости, седельные тягачи, малотоннажные грузовики, специализированные машины, фургоны. Организация их выпуска на тех же заводах, где шло изготовление базовых моделей, являлась экономически малоэффективной. Наиболее рационально было вывести производство таких машин на специализированные предприятия, т. е. распределить внутри отрасли, так сказать, производственные обязанности. Но чтобы специализация обрела реальные формы, мало создать новые заводы, надо еще четко определить разновидности моделей, которые предстоит освоить в будущем, обосновать необходимость той или иной машины, наметить комплекс технических данных для каждой модели, вытекающих из ее назначения. Наконец, спрогнозировать количественную потребность разных отраслей народного хозяйства в таких автомобилях и, исходя из этого, вести строительство новых или реконструкцию существующих заводов. Такой научно обоснованный план работы над новыми моделями автомобилей, план, рассчитанный на десять-двенадцать лет вперед, носит название "перспективного типажа". Он является одним из основных документов, определяющих развитие автомобилестроения в СССР на ближайшие годы, его требования рассматриваются и учитываются при составлении очередных пятилетних планов развития народного хозяйства СССР. Разработку перспективных типажей автомобилей, а также двигателей и других агрегатов ведет головной НИИ отрасли - НАМИ.

 
Автомобилестроение в СССР. Послевоенные годы. Часть 3 Версия для печати Отправить на e-mail

 

На базе агрегатов серийных ЗИС-151 и ГАЗ-69 заводы разработали плавающие машины БАБ (ЗИС-485) и МАВ (ГАЗ-46). На автомобиле ЗИС-485 впервые (1950 г.) в отечественной практике получила применение система централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Позже она была внедрена на-машинах ЗИЛ-157 (1958 г.) и других. Послевоенный период развития нашего автомобилестроения был нелегким. Сама по себе автомобильная промышленность тесно связана со многими другими отраслями народного хозяйства и не может' существовать изолированно от них. Как известно, рост выпуска автомобилей невозможен без согласованного увеличения производства тонкого стального листа для штамповки кузовных деталей, каучука для покрышек, специальных станков, выплавки свинна для аккумуляторов, изготовления безосколочного стекла и других Материалов. Ярким примером связи автомобилестроения и металлургии служит эпизод, описанный в книге Леонида Ильича Брежнева "Возрождение". За годы фашистской оккупации Украины сильно пострадал металлургический комбинат "Запорожсталь", который поставлял, холоднокатаный тонкий стальной лист нашим автозаводам. Леонид Ильич пишет: "Американцы... внесли стальной лист в перечень стратегических материалов и... неожиданно перестали нам его продавать. Между тем без этого листа нельзя производить ни автомобилей, ни тракторов. Люди старшего поколения, наверное, помнят, как в послевоенные годы ходили по нашим дорогам грузовики с дощатыми кабинами..."

 
Автомобилестроение в СССР. Послевоенные годы. Часть 2 Версия для печати Отправить на e-mail

 

Самым массовым советским грузовиком в послевоенные годы стал ГАЗ-51. Надо отметить, что уже перед началом Великой Отечественной войны две трети автомобильного парка страны составляли машины марки ГАЗ, главным образом грузовики. Серийное производство нового автомобиля завод начал Э конце 1945 г. Производство ГАЗ-51 и его модернизированного варианта ГАЗ-51А, очень надежных и долговечных машин, шло почти 30 лет, и до сих пор они часто встречаются на наших дорогах. За три десятка лет ГАЗ-51 не раз модернизировали. На автомобилях первых выпусков стояла кабина смешанной деревометаллической конструкции с деревянными- подножками. Потом их заменили металлическими. С 1951 г. бензобак установили не под кузовом, а в кабине под сиденьем. В 1955 г. дисковый трансмиссионный тормоз уступил место барабанному, а год спустя был расширен кузов, который получил три откидных борта (прежде откидывался только задний). Все эти изменения нашли отражение в индексе модели - ГАЗ-51А. Конструкция ГАЗ-51 была столь удачной, что выпуск этой машины по советской технической документации развернули в ПНР ("Люб- лин-51") и КНДР ("Сынри-58"), Собственно ГАЗ-51 послужил базой для многочисленных моделей и модификаций: автобусов ПАЗ-651 и ПАЗ-653, самосвала ГАЗ-ЭЗ, седельного тягача ГАЗ-51П и других машин.

 
Автомобилестроение в СССР. Послевоенные годы. Часть 1 Версия для печати Отправить на e-mail

 

Победа советского народа в Великой Отечественной войне вернула страну к мирному труду. Страна приступила к восстановлению автомобильной промышленности, реконструкции заводов. Началась подготовка к выпуску новых моделей: ЗИС-150, ЗИС-110, ГАЗ-20, ГАЗ-51, ЯАЗ-200. 19 июня 1945 г. руководители партии и правительства осмотрели в Кремле образцы новых машин, подготовленных к производству. Машины были одобрены, и 26 августа 1945 г. было подписано постановление Государственного Комитета Обороны "О восстановлении и развитии автомобильной промышленности". Новый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. предусматривал бурное развитие автомобильной промышленности. Наряду с расширением и реконструкцией таких предприятий, как ЗИС, ГАЗ, ЯАЗ, МЗМА (бывший завод имени КИМ), "УралЗИС" и УАЗ, предстояло построить новые автомобильные заводы в Минске, Кутаиси, Одессе, Львове и ряде других городов страны.

 
<< В начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > В конец >>

Всего 1 - 10 из 98
Page loaded in 0.102 seconds.